Содержание:
- Немного о техосмотре
- Кто проводит осмотр транспортных средств
- Какие машины должны проходить техосмотр перед рейсом
- Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств
- Что должен сделать контролер после успешного прохождения предрейсового осмотра
- Можно ли выпускать автомобиль, не имеющий отметки о прохождении осмотра в путевом листе
- Журнал учета прохождения предрейсового технического контроля ТС
- Что будет при отсутствии отметки о ПТОТС
- Послерейсовый осмотр состояния ТС
Сейчас функционирует много разных организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов. Но не каждый предприниматель знает, что перед рейсом служебный автомобиль обязательно должен осмотреть специалист. О том, что это за осмотр, как его проводить и кто это должен делать – далее.
Немного о техосмотре
Предрейсовый технический осмотр транспортных средств (ПТОТС) – это проверка технического состояния автомобиля на соответствие требованиям, утвержденным законом. Предрейсовый осмотр проводится в том случае, если длительность поездки равна длительности рабочего дня или даже превышает его. Его проводят 1 раз прямо перед рейсом.
А вот если автомобиль за день совершит несколько рейсов, водителю требуется пройти предсменный контроль. Его водитель также проходит 1 раз перед сменой.
Кто проводит осмотр транспортных средств
Предрейсовый техосмотр проводится только специалистом. Это может быть контролер транспортных средств или контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Причем контролером может стать не каждый человек. Требуется иметь среднее профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Также ему требуется иметь средне-специальное образование по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Но здесь ему также требуется иметь стаж работы не менее 1 года в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств.
Помимо этого, на должность контролера могут взять гражданина, имеющего средне-специальное образование по любой специальности. Но дополнительно у специалиста должен быть диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспорта.
Любой человек, имеющий средне-профессиональное образование, может стать контроллером. Ему только следует пройти профессиональную переподготовку.
Поэтому владельцу машины не требуется заключать договор со сторонней организацией, которая будет осматривать ТС. А если водитель работает на фирму, в которой есть несколько машин, можно взять к себе в штат сотрудника, который будет осматривать все ТС. Если в фирме лишь несколько машин, то ей требуется заключить договор со сторонней организацией. Ее сотрудник будет приезжать в фирму, осматривать машины и выпускать их в рейс.
В такой договор вносятся следующие сведения
Это:
- название фирм;
- ФИО владельцев;
- срок оказания услуг;
- место проверки машины;
- общая стоимость услуг и порядок их оплаты;
- права и обязанности каждой из сторон;
- вероятность возникновения обстоятельств особой силы;
- порядок рассмотрения спорных ситуаций.
А еще в договоре указываются реквизиты каждой из сторон. В конце в бланк ставятся подписи руководителей и печати организаций.
Обязательно к договору прикладывается приложение. В него вносятся данные о ТС и его водителе. Здесь даже вносится год выпуска ТС.
Какие машины должны проходить техосмотр перед рейсом
По закону предрейсовый контроль проходят транспортные средства, владельцами которых являются ИП или физлица, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров.
Но обязательно проверку должны проходить:
- автобусы;
- микроавтобусы;
- грузовые, легковые авто;
- такси.
Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств
Проверку транспортного средства, выходящего на линию, проводят каждый день.
Специалист визуально осматривает машину.
При этом специалист проверяет:
- рулевое управление;
- тормозную систему;
- сцепление;
- стеклоочистители;
- колеса, шины;
- световые приборы, звуковые сигналы;
- замки, расположенные на двери, багажнике, капоте.
А еще специалист проверяет наличие в машине:
- огнетушителя;
- буксировочного троса;
- домкрата;
- аптечки;
- знака аварийной остановки.
Еще специалист должен проверить, чтобы в конструкцию автомобиля не были самовольно внесены какие-то изменения. К примеру, водитель не может самостоятельно установить в свой автомобиль газовое оборудование.
Дополнительно медиком проводится и медосмотр водителя.
Медосмотр проходится водителем перед началом смены. Обследование обычно проводят медицинские работники, обладающие специальной квалификацией и работающие в штате данной компании. Также осмотр может провести и сторонняя медицинская организация, обладающая специальной лицензией.
Во время процедуры медик делает следующие манипуляции с водителем. Ему требуется:
- выслушать жалобы;
- провести визуальный осмотр;
- измерить температуру тела, давление, пульс;
- выявить признаки алкогольного опьянения;
- определить процент алкоголя в крови;
- определить наличие в организме пациента психотропных веществ.
Если данных признаков не обнаружено, то медик выносит заключение, подтверждает его своей подписью, печатью медицинского учреждения.
Но данное заключение медик может и не подписать.
Это происходит в том случае, если у водителя:
- возникли симптомы острого заболевания или резко обострился хронический недуг. У водителя может повыситься температура тела, появиться слабость, ухудшиться самочувствие, появиться резкая боль;
- участилось сердцебиение, резко понизилось или повысилось артериальное давление;
- были выявлены признаки алкогольного опьянения.
Что должен сделать контролер после успешного прохождения предрейсового осмотра
Если все показатели в норме, специалист ставит штамп в путевой лист. Здесь ему требуется написать, что водитель перед рейсом прошел технический осмотр. А далее ему требуется поставить в путевой лист свою подпись, расшифровать ее, проставить дату и точное время проведения предрейсового технического осмотра. А далее данный лист отдается водителю ТС.
Можно ли выпускать автомобиль, не имеющий отметки о прохождении осмотра в путевом листе
По новому закону автомобиль, не прошедший осмотр, в рейс выпускать нельзя.
На владельца такого автомобиля может быть наложен штраф. Причем его размер зависит от того, кто является владельцем машины.
Если это:
- частное лицо, то размер штрафа будет составлять 3000 рублей;
- ИП или юридическое лицо, то размер штрафа увеличится до 30 000 рублей;
- должностное лицо, работающее на данном предприятии, то размер штрафа будет составлять 5000 рублей.
Журнал учета прохождения предрейсового технического контроля ТС
Помимо проведения предрейсового осмотра автомобиля, механик также должен вести журнал предрейсового и послерейсового технического осмотра ТС. Вести его специалист должен обязательно. Без него использование ТС считается невозможным.
Журнал заполняют в виде таблицы, состоящей из строгих линий.
В него вносят:
- сведения о ТС. Здесь вносится регистрационный номер машины, модель, марка;
- ФИО владельца машины;
- дату и время проведения проверки;
- отметку о прохождении водителем проверки;
- пробег ТС на момент проведения проверки.
Обязательно в журнале должна стоять подпись лица, проводящего проверку.
Что будет при отсутствии отметки о ПТОТС
Если машина была выпущена в рейс без осмотра, а водитель данного ТС попал в ДТП, то страховая компания может не выплатить компенсацию по такому страховому случаю. А еще страховая компания может задерживать выплаты. А если страховая компания по такому случаю обратится с иском в суд, то судья может и не удовлетворить его. Хотя в путевом листе и фиксируются все происшествия.
Послерейсовый осмотр состояния ТС
Сейчас по закону водитель должен проходить осмотр 2 раза в день. Перед выездом на смену в рейс и после возвращения на место парковки.
А если на машине работают два разных человека, отметки ставятся в начале смены и в конце смены. Причем каждый водитель должен иметь свой путевой лист.
Подытожим: технический осмотр перед рейсом должно проходить каждое транспортное средство. Причем специалист должен не только провести осмотр, но и выполнить свою работу качественно. От этой отметки зависит безопасность движения и жизнь пассажиров.