Содержание:
Для каждого трудящегося важно знать, что для его нормальной работы будут созданы безопасные условия. Для регулирования и проверки надежности такой защиты создана специальная систем КСОТ. На железной дороге она тоже есть, так как это опасная область народного хозяйства.
Организация контроля над охраной труда на рабочих местах
Периодически проводимое отслеживание соответствия мероприятий по охране труда на объектах, общепринятым утвержденным нормативом называется КСОТ. Главной задачей данной системы является проверка состояния условий труда на рабочих местах, что важно для соблюдения принципов безопасности труда и служит средством предупреждения травматизма на производстве и развития профессиональных заболеваний. Для этой же цели разработан КСОТ П по охране труда РЖД.
Время проведения проверок по КСОТ-П
На РЖД, как и на любом предприятии, имеется КСОТ-П по охране работников при выполнении ими своих обязанностей.
Проводимые проверки могут быть:
- ежедневными;
- ежемесячными;
- ежеквартальными.
По видам такой контроль бывает:
- оперативным, который проводят руководители и другие ответственные за работу должностные лица;
- трехступенчатым — административно-общественным;
- проводимым комиссией по охране труда.
По объектам наблюдения контроль в сфере охраны труда может включать:
- соблюдение сотрудниками законов и других принятых актов, регулирующих охрану труда в РФ, субъекта страны, принятого коллективного договора и документов, разрабатываемых в самой организации;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а так же умение ими пользоваться;
- проведение независимых расследований аварийных ситуаций и несчастных случаев, возникающих на производстве;
- выполнение программам и планов, направленных на улучшение условий и охрану труда, мероприятий указанных в коллективном договоре по данным вопросам, устранение причин несчастного случая, выполнение требований Государственного контроля и надзора по охране труда, другие шаги, направленные на увеличение безопасности труда работников;
- наличие на каждом объекте инструкций по охране труда, принятых по перечню профессий и видам работ;
- проведение оценки производственных условий, наличие сертификата;
- проведение необходимых испытаний и проверка состояния оборудования, машин и механизмов соответствующими техническими службами;
- контроль эффективности действия систем вентиляции и очистки воздуха, а так же состояния иных защитных устройств;
- проведение периодических обучающих мероприятий, назначение проверок на знание требований охраны труда, своевременное проведение инструктажей;
- проверка правильности хранения, своевременной очистки, ремонта или замены спецодежды, обуви и иных средств защиты;
- контроль санитарно-гигиенического состояния всех помещений предприятия;
- выполнение требований по организации рабочих мест;
- контролирование расхода средств, выделяемых на улучшение условий труда и охранные мероприятия;
- предоставление предусмотренных договорами компенсаций за вредную, тяжелую работу, выдача бесплатного спецпитания (молоко и другие продукты);
- соблюдение соответствия нормативным документам условий труда женщин и детей до 18 лет.
Профилактический контроль, проводимый на постоянной основе, позволяет повысить уровень безопасности труда и предупредить создание аварийных ситуаций в такой важной отрасли экономики, как РЖД.
В зависимости от специфики рабочего процесса и структуры организации контроль делят на три ступени:
- Первая. Проводится руководителями объектов (мастер, технолог, энергетик и так далее) непосредственно на рабочем участке или в бригаде. Делается это ежедневно в начале смены или в любое другое время, если возникла такая необходимость. Такую проверку принято называть крест безопасности.
- Вторая. Осуществляется начальниками подразделений, а так же их замами на рабочем месте. Происходит это один или два раза в неделю.
- Третья. Проводится работодателем или представителем высшего руководства предприятия. Проверка бывает раз в месяц.
Что такое бланк визуализации КСОТ-П и как он закрашивается
Результаты проведения ежедневного контроля отражают в специальном бланке «КСОТ-П». Для этого ячейки закрашиваются определенным цветом.
Для этого определены следующие цвета:
- зеленый;
- синий;
- желтый;
- оранжевый;
- красный.
Выбираются они в зависимости от имеющегося нарушения.
Методика оценки состояния охраны труда для российского вагонного хозяйства основана на перечне предупреждений, который утверждается охраной труда.
Он состоит из нескольких пунктов:
- Опасность. Окрашивается красным цветом, если было выявлено получение травм, нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, подлезание под стоящим вагоном или ремонт не огражденного подвижного состава, экстренное торможение или авария на рабочем месте, ремонт электрооборудования без специального допуска.
- Предупреждение. В этом случае ячейка будет оранжевой, если работник находился на рабочем месте без средств специальной защиты, или одежда на нем повреждена. К этому пункту относятся также отсутствие разрешения на выполнение работ и неисправность (отсутствие) используемого инструмента, а также неисправность оборудования и транспортного средства.
- Внимание. Клеточка будет желтой, если в помещении низкий уровень освещения, неисправно вентиляционное оборудование, у работников не удостоверений, нарушена технология складирования материалов около железнодорожных путей, а также нет средств для тушения возгорания.
- Нарушение инструкции. Клетка окрашивается синим цветом, если в результате человек получил микротравму без потери трудоспособности.
- Нарушений нет. Зеленым обозначается ячейка, если рабочий день прошел без нарушений.
Оформляемый по результатам проверок контрольный лист КСОТ П заполняется и хранится у специалиста по ОТ весь год. Рассмотрение итогов проверок третьего уровня проходит на плановом совещании структурного подразделения.
Что такое ведомость несоответствий
Оформленный в виде таблицы бланк, с указанием отклонений от норм, выявленных органами охраны труда и лицами, проводящими проверку, называется ведомостью несоответствий.
Делается это в течение рабочей смены. При получении небольших травм в данный документ записываются инициалы травмированного сотрудника, причины получения травмы и ее тяжесть, а также время, ушедшее на получение помощи.
Запись в ведомости делается руководителем подразделения, проверяющим лицом или любым другим работником при обнаружении отклонений от норматива.
При этом не следует налагать дисциплинарное взыскание на лицо, обнаружившее данное несоответствие, так как это может привести к сокрытию подобных нарушений в дальнейшем и к необъективности проводимых расследований.
Визуализированная карта осмотрщика
Как напоминание о возможных негативных последствиях неправильного исполнения процесса при выполнении прямых обязанностей, на каждое рабочее место составляется визуализированная карта. В ней при помощи специальных символов обозначаются возможные риски и меры защиты от них.
Таким образом, система КСОТ, направленная на охрану труда на РЖД призвана обеспечить безопасность при работе в самых сложных условиях. Например, ведя локомотивный состав, машинист обязан помнить, что от его действий зависят жизни пассажиров.
https://www.youtube.com/watch?v=Jil1GN9UmHA