Предрейсовый осмотр водителей — это обязательная процедура для всех таксопарков маршрутных и частных компаний, находящихся на балансе юридических и физических лиц. В последние годы статистика ДТП с участием водителей регулярных перевозок показывает, что аварии участились, а это повлекло за собой ужесточение правил медицинского осмотра шоферов. Какие теперь требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра, каков порядок процедуры, какие документы нужно заполнять и кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей рассмотрим ниже.

Кто обязан проводить предрейсовый медосмотр

По правилам, установленным действующими приказами Минздрава, ситуация с точным перечнем тех организаций, которые обязаны проводить медосмотр не столь очевидна, как кажется. К тому же, приказы подразумевают не только пред-, но и послерейсовый, предварительный и регулярный осмотры.

Предрейсовый медосмотр водителя

Так, например, из некоторых пунктов можно сделать вывод, что предрейсовый осмотр должны проходить все водители, работающие по договору и найму. Однако какие из этих осмотров положены ИП, самостоятельно предоставляющему транспортные услуги непонятно.

Точно можно утверждать, что обязательное исполнение приказа лежит на юридических и физических лицах, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и грузов. То есть, хоть того же ИП в перечне нет, но в категорию лицензированного поставщика услуг он также подпадает.

Важно! Пред- и послерейсовый осмотр обязателен для всех категорий водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы на ежедневной основе. Например, водители маршруток и водители бензовозов каждый день должны показываться штатному медику.

Регулярные осмотры, в соответствии с законодательством, должны проводиться дважды в год, а предварительные при поступлении на работу, по собственной инициативе или по решению работодателя.

Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси? Независимо от формы собственности, водитель, будь то сотрудник городского парка такси, либо частник, скачавший Uber, обязаны проходить ПМО и иметь соответствующие отметки в путевом листе. Поэтому заключение договора на предрейсовый медицинский осмотр водителя с организацией, предоставляющей услугу, обязательно — как для представителя таксопарка, так и для частника.

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец 2018

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр водителю, выполняющему задания предприятия на личном автомобиле? И да, и нет. Тут возможны два варианта. Обычная практика, когда человек устраивается, например, курьером или экспедитором на личном авто. При этом организация оплачивает ему топливные расходы и амортизацию транспортного средства. Если это так, то такая оплата фиксируется в бухгалтерии, для этого также необходим договор с владельцем авто на эксплуатацию ТС. Если эти моменты имеют место быть, то владелец/экспедитор/курьер обязан проходить ПМО.

Для справки! Зачастую, организации идут на небольшую хитрость и возмещают расходы премиями или надбавкой, чтобы не заморачиваться с этим вопросом.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проводить мед. обследование имеют право только лицензированные организации. Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе.

Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия. Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета.

Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным.

Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Требования к кабинету проведения процедуры

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.

Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Требования к проводящей осмотр организации

Проводящие осмотр организации могут подчиняться муниципалитету, быть государственными или частными. К кому из них обращаться решит сам работодатель. Главное, чтобы она соответствовала требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на проведение именно пред-, послерейсовых осмотров;
  • наличие вышеприведенного оборудования;
  • наличие медицинского специалиста, который помимо профильного образования, должен пройти специальные курсы конкретно по проведению ПМО.

По итогам ПМО, организация обязана оформлять путевые листки, где в обязательном порядке проставляются соответствующие состоянию обследуемого штампы.

Порядок проведения процедуры

Суть врачебного осмотра водителя ­— подтвердить нормальное состояние здоровья и возможность осуществлять перевозки без опасений за здоровье пассажиров и целостность груза.

Во время процедуры специалист должен:

  • спросить о жалобах на здоровье и рассмотреть их отдельно;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить давление, пульс и температуру тела;
  • выявить наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Помимо использования оборудования, специалист осматривает глаза, ротовую полость, состояние слизистых и кожи, проверяет реакцию. В случае, если есть подозрения на несоответствие требованиям допуска за руль, врач берет анализы, по результатам которых выпускает или не выпускает водителя в рейс.

Важно! Обо всех отрицательных результатах предрейсового осмотра должен быть проинформирован работодатель, а в путевой лист ставится соответствующий штамп.

О чем информирует штамп медосмотра

Согласно закону, отсутствие штампа медосмотра в путевом листе влечет за собой штрафные санкции, которые могут доходить до 130 тысяч рублей. Штамп о прохождении ПМО ставится в путевой лист только в случае положительного результата и допуска водителя к своим обязанностям.

Если есть основания не выпускать водителя на маршрут, штамп не ставится. В таком случае нужно только проинформировать работодателя.

Штамп имеет свой образец, с полями для указания даты и времени прохождения осмотра, ФИО и подписи врача. Штампы могут немного отличаться в зависимости от региона, но общий вид у них примерно одинаков.

Пример штампа

Журнал предрейсового осмотра

Согласно приказу Минздрава, итоги осмотра заносятся в журнал, установленного образца.

Перечень информации, которая должна быть указана в журнале ПМО водителей:

  • ФИО (полные);
  • дата и время осмотра;
  • пол и дата рождения;
  • подробное описание результата осмотра;
  • заключение врача (допущен/не допущен).

После чего ответственный врач и обследуемое лицо расписываются на соответствующих полях.

Образец журнала

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Регулирование порядка осуществления — законодательная база

Законодательной базой, вменяющей обязанность организовывать для своих сотрудников ПМО, порядок проведения, фиксации состояния работника и административные взыскания при нарушениях медосмотра прописаны в ТК, Федеральных законах, приказах Минздрава и Минтранса. В частности:

  • обязанность организовать обязательный ПМО продиктована Федеральным законом № 196 от 1995 г.;
  • приказ Минтранса № 152 от 2008 г. регулирует порядок заполнения путевых листов;
  • требования и нормы к ПМО прописаны в приказе № 835 Минздрава РФ.

Важно! Также законодательная база регулярно дополняется некоторыми решениями арбитражных судов и письмами уполномоченных лиц. Это связано со спорными вопросами, ответы на которые не были четко сформулированы в текущих законах, приказах, постановлениях и т.д.

Предрейсовый медосмотр — это обязательная процедура для всех форм предприятий, оказывающих услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Помимо этого, если водитель работает по ежедневным маршрутам, дополнительно полагается прохождение послерейсового ежедневного осмотра. Если работник передвигается по рабочим вопросам на своем авто, он также должен проходить ПМО.

Проведением занимаются только лицензированные организации, в штат которых входят специалисты соответствующей квалификации. Автопредприятие заключается с такими организациями договор оказания услуг. По итогам обследования ставится штамп в путевой лист, а подробные данные заносятся в журнал. При нарушении закона об обязательном предрейсовом медосмотре может быть наложено административное наказание на работодателя и организацию по оказанию медуслуги.