Содержание:
Согласно нормам российского законодательства, канаты и стропы подлежат регулярной проверке. Правила и порядок проведения соответствующего осмотра должны быть разработаны и утверждены аккредитованной компанией либо квалифицированным уполномоченным специалистом из инженерно-технического отдела в соответствии с имеющимися рекомендациями по охране труда.
Для этого возникает необходимость составить специализированный журнал осмотра, в который записываются итоговые результаты по каждому отдельно взятому оборудованию. Если выявлены дефекты или прочие повреждения, стропы не могут быть допущены к эксплуатации.
Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов
Периодический осмотр грузозахватных приспособлений и сопутствующего оборудования закреплен нормами российского законодательства.
Стропы должны быть изготовлены исключительно на территории специализированных предприятий (выбрать другой вариант изготовления нельзя):
- ветвевыми с наличием звеньев (соответствующих элементов) для обеспечения надежной навески на крюк специализированного крана и дальнейшего подсоединения груза;
- кольцевыми в виде соответствующей замкнутой петли с целью обеспечения обвязки груза.
Среди прочих особенностей выделяют:
- грузовые канатные стропы должны быть изготовлены из специальных стальных канатов, грузовые цепные – непосредственно из круглозвенных цепей. Владелец предприятия может закупать оборудование только у аккредитованной компании, специализирующейся на производстве подобного оборудования;
- проектирование и изготовление осуществляется специализированным инженерно-техническим отделом завода-изготовителя;
- кроки обязательно снабжены специализированными качественными предохранительными замками для обеспечения повышенного уровня безопасности;
- во время изготовления оборудование испытывается при нагрузке, которая превышает 25% от заявленной грузоподъемности, и в последующем регистрируется в соответствующем журнале.
Все без исключения стропы должны обладать маркировкой (соответствующей биркой), на которой указывается не только завод-изготовитель, но и дополнительно:
- инвентарный номер;
- максимально допустимая грузоподъемность;
- дата проведения испытания.
Виды строп и периодичность осмотра грузозахватных приспособлений
Когда подлежат осмотру канаты и стропы закреплено нормами российского законодательства. В соответствии с имеющимися правилами канаты и стропы подлежат осмотру с периодичностью раз в 10 дней квалифицированным инженерно-техническим рабочим.
Изменилась периодичность испытания стропов по новым правилам наемным рабочим, который за них ответственный – их осматривает стропальщик каждый раз перед началом работы и по завершении смены.
Цепные
Срок технического осмотра строп стандартный. В процессе освидетельствования возникает необходимость удостовериться в наличии соответствующей маркировки и ее соответствия имеющимся паспортным данным.
Дополнительно осуществляется контроль по длине механизма и выявления сопутствующих дефектов.
На так называемом инструментальном этапе требуется сделать соответствующие замеры, используя при этом специализированный мерительный инструмент. Настоятельно рекомендуется ссылаться на следующие критерии:
- диаметр и длина звеньев;
- уменьшение диаметра;
- признаки износа и деформации;
- длина стропов, ветвей и их разность.
Канатные
Во время ежеквартального и ежедневного осмотра канатных стропов требуется изучить их соответствие заявленным паспортным данным, в том числе текущее состояние канатов, петлей, ветвей и прочих соединительных элементов.
В процессе осмотра наружной длины на предмет выявления дефектов и прочих повреждений, настоятельно рекомендуется использовать лупу с возможностью 10-кратного увеличения.
После этого наступает инструментальный этап, с помощью которого инициируется выполнение замеров всех без исключения выявленных дефектов:
- уменьшение диаметра каната;
- величина коррозийного или другого износа;
- степень волнистости;
- длина канатных ветвей и их разница и др.
Для возможности достоверно измерить выявленные в ходе проверки дефекты и повреждения, в частности механические, профессиональны используют специальное устройство – штангенциркуль, а также:
- микрометр;
- стандартную линейку и рулетку.
Внутренний осмотр проводится исключительно выборочно – для возможности оценить текущее состояние пряди и сердечника в частности. Во время проверки используется несколько зажимов, одним из которых требуется зафиксировать канат, а другим – повернуть в противоположном направлении непосредственно со свивкой. Благодаря этому наружные пряди отойдут от сердечника.
После этого осуществляется непосредственный осмотр имеющихся прядей и сердечника. Настоятельно рекомендуется обращать внимание на уровень образовавшейся коррозии, а также на показатели износа прядей и сердечника, разрыва, в том числе и снижения значения площади. На следующем этапе настоятельно рекомендуется произвести смазку проинспектированных участков, причем не только изнутри, но и снаружи.
Текстильные
Проводить соответствующий визуальный осмотр текстильных стропов требуется по тому же принципу и в том же порядке, который предусмотрен для иных видов оборудования и приспособлений, использующихся с целью крепления груза.
В частности осуществляется проверка наличия соответствующей маркировки (бирки с полным указанием на ней информации согласно разработанным правилам российского законодательства) и соответствие стропа параметрам в паспорте, изучается состояние сшивки на конце стропа, делается осмотр по длине для выявления повреждений и дефектов.
Нормы выбраковки стропов
Все без исключения стропы подлежат обязательной браковке в том случае, если в результате проведенного осмотра были выявлены явные видимые обрывы наружной части проволоки.
В случае выявления у канатов визуального поверхностного износа либо же проявления коррозии проволоки на 30% поверхности или больше, включая превышаемое количество обрывов, оборудование подлежит обязательному списанию, поскольку дальнейшее использование не гарантирует максимальной безопасности, причем не только для груза, но и для наемного персонала.
В случае снижения первоначально заявленного диаметра наружной проволоки по причине износа коррозией более чем на 40%, строп мгновенно бракуется и подлежит дальнейшему списанию с утилизацией.
Среди прочих не менее важных особенностей принято выделять:
- цепной строй подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи по причине износа более 10% от первоначального размера;
- грузозахватные приспособления не должны допускаться к работе, если они не имеют маркировки.
Особенности испытания стропов
Соответствующее испытание стропы проходят на специализированном оборудовании с использованием всех необходимых инструментов для замера диаметров петлей, длины и пр.
В соответствии с установленными правилами дополнительно осуществляется визуальный осмотр с целью выявления дефектов, коррозии и пр., что может повлечь за собой брак механизма с необходимостью дальнейшего списания.
При невозможности выполнить проверку, предприятие вправе обратиться за помощью в специальную аккредитованную организацию либо к заводу-изготовителю.
Оборудование, на котором осуществляется проверка
Перечень оборудования, на котором необходимо выполнять контроль за состоянием строп, перечислен в нормах российского законодательства. В случае игнорирования порядка проведения, предусматривается административная ответственность.
Регулярная проверка строп повышает уровень безопасности грузов и наемного персонала. Контроль нужно проводит в четко прописанные сроки осмотра стропов. Необходимо качественное обслуживание для таких приспособлений, которые проверяют надежность строп. Страховочный канат или строп может оборваться, что причинит не малый ущерб на рабочем объекте. По этой причине, многие руководители не экономят на том, чтобы качественно обслуживать проверочные системы.