Действия работодателя при коронавирусе — обязанности перед работниками

Пандемия коронавируса — проверка на прочность для всего человечества. Крах экономики, потеря рабочих мест, отсутствие выплат и неопределённость — вот что происходит сейчас в профессиональной сфере, и это то, чем коронавирус угрожает работодателю и сотруднику. Как в такой сложной ситуации действовать работодателю?

Применение трудового законодательства в условиях эпидемии

Коронавирус и трудовой кодекс – самый частый поиск сотрудников, чья деятельность временно под запретом. Согласно заявлению президента РФ люди, которые не относятся к персоналу, отвечающему за жизнеобеспечение населения, могут покинуть место жительства только в целях первой необходимости: сходить за покупками в ближайший магазин, аптеку, выгулять собаку. Однако реальное положение дел неясно: в кодексе на труд не предусмотрены форс-мажорные ситуации, зато есть пометка на «чрезвычайные обстоятельства».

Вирус, разрушивший привычную жизнь человечества

Опираясь на последнее понятие, работодатель имеет право:

  • Привлечь сотрудника к сверхурочной работе.
  • Вызвать на работу в выходные и нерабочие дни.
  • Уволить по «обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».

Однако подобные действия работодателя при коронавирусе являются нарушением основных распоряжений Правительства РФ (в рамках борьбы с новой инфекцией):

  • Сохранение рабочих мест.
  • Введение штрафов для предприятия, которое продолжает функционировать независимо от запрета.
  • Введение санкций против сотрудников: от штрафа до тюремного заключения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что охрана труда и коронавирус не имеют законодательного подкрепления, применимого по отношению к предприятиям, деятельность которых приостановлена в целях безопасности населения. К последним относятся:

  • Организации общественного питания (за исключением осуществляющих доставку).
  • Спа- и прочие косметические салоны.
  • Гостиницы, отели, санатории и т. д.
  • Библиотеки и другие места скопления людей
  • Фитнес-центры.
  • Стоматологические клиники (работают только в случае экстренных ситуаций).

Обратите внимание! Действия специалиста по охране труда при коронавирусе сводятся к двум вариантам: удаленная работа, приостановка деятельности (на внеплановые каникулы, выходные).  

Смена приоритетов: дом вместо офиса

Самым оптимальным решением является удаленка, которая не только сохранит за сотрудником место на предприятии, но и обеспечит стабильным заработком. Чтобы перевести персонал на такой вид деятельности, компании в лице руководителя необходимо:

  • Настроить сотрудников на работу дома. То есть объяснить, что ничего кризисного в этом нет, провести инструктаж, договориться по поводу нюансов (например, видеоконференции и рабочие чаты).
  • Заключить договор с работником о переходе на удаленную занятость (следует помнить, что снижать зарплату в таких случаях работодатель не имеет права).
  • Если среди работников возникают споры относительно того, переходить на работу на дому или нет, то важно напомнить, что ст. 74 ТК РФ предусмотрено отстранение и увольнение в ситуациях, когда под угрозой находятся жизни персонала.
  • Опубликовать приказ о переводе на дистанционное сотрудничество.
  • Также работник вправе требовать от компании обеспечение всем необходимым для работы дома.

Оптимальное решение – удаленная работа

Сотрудник и работодатель: вопрос о больничном листе

В период коронавирусной инфекции люди боятся потерять работу, поэтому пренебрегают мерами безопасности: выходят на смену, активно передвигаются на общественном транспорте. Карантин обязаны соблюдать все граждане без исключения, однако особенно это касается тех, кто недавно вернулся из-за границы и у кого есть симптоматика простого ОРВИ. Для данных сотрудников работодатель должен предоставить больничный.

Для получения официального больничного листа работнику достаточно обратиться в поликлинику через интернет-портал. Написать заявление может каждый. С помощью курьера будет доставлен документ в кратчайшие сроки не только предполагаемому инфицированному, но и всем, с кем он проживает. Работодателю придется в любом случае принять заявление сотрудника на больничный лист и оплатить его.

Как производятся выплаты

Официальный больничный по коронавирусу и действия работодателя определяются двумя кодами:

  • Код «01». Указанные цифры в документе говорят о том, что человек перенес ОРВИ или новую инфекцию. В такой ситуации работодатель оплачивает только первые три дня заболевания, остальные погашаются из средств Фонда социального страхования.
  • Код «03». Сотрудник обязан соблюдать карантин. Работодатель не несет каких-либо финансовых потерь, ФСС полностью оплачивает данный период, когда стаж от 8 лет и выше гарантирует 100 % выплату.

ФСС несет основную нагрузку по социальным выплатам

Обратите внимание! По-другому обстоит ситуация с работниками без «белой зарплаты». В таком случае работодатель полностью опирается на условия договора.

Таким образом, карантинные меры должны соблюдаться, однако работодателю в какой-то степени это финансово выгодно. Сотрудник же, работающий официально, не останется в неоплачиваемом отпуске. Фонд социального страхования выступает основой для произведения выплат по больничному листу, а предприятие – дополнением.

Непредвиденные обстоятельства: возвращение из-за границы

Предприятия, которые обеспечивают жизнь населения, продолжают функционировать в прежнем режиме. Как следует поступить работодателю, если сотрудник вернулся из зарубежных стран?

Во-первых, не нужно поддаваться панике, так как это только спровоцирует негативную реакцию со стороны остального персонала. Важно поговорить с человеком (желательно бесконтактно, то есть, с помощью видеоконференции или электронной почты), объяснить, что он неосознанно может подвергать жизнь других людей опасности.

Во-вторых, необходимо незамедлительно оформить больничный лист и сообщить медицинскому работнику, что сотрудник компании недавно вернулся из заграничной поездки.

На этом полномочия работодателя не заканчиваются. Третьим и заключительным шагом станет перевод сотрудника на удаленную работу (по его желанию) после снятия с него карантина. При принудительной изоляции работника работодатель также подчиняется правилам, которые регулируют выплаты при оформлении больничного.

Внимание! Работодателю в вопросах коронавирусной инфекции лучше проявлять хладнокровие и принимать правильные решения, так как один человек может стать причиной заболевания всего коллектива.

Возвращение сотрудников из-за границы

Действия при подтвержденном заболевании

Новая коронавирусная инфекция на данный момент представляет реальную угрозу человеческой расе, что связано с отсутствием вакцины. Пока правительство каждого государства предпринимает меры по противодействию пандемии, компания тоже обязана следовать этой наглядной модели и защищать своих сотрудников. Что делать работодателю если сотрудник заболел коронавирусом?

Примерный алгоритм поведения работодателя в случае, когда кто-то из персонала оказался инфицирован, предоставила Всемирная Организация Здравоохранения. Для начала важно знать симптоматику заболевания:

  • сухой кашель;
  • повышенная температура;
  • повышенная утомляемость и, как следствие, сниженная концентрация внимания;
  • озноб;
  • бледность кожных покровов;
  • заложенность носа.

Внимание! Каждый из данных «сигналов» – внешний, то есть, может быть заметен посторонним человеком. Если работник прилетел из-за границы или контактировал с заболевшим человеком, но отказался соблюдать домашний карантин, то работодателю следует обратить внимание на самочувствие сотрудника.

Если у работодателя возникает подозрение относительно самочувствия работника, то первый имеет полное право незамедлительно отправить последнего в поликлинику на сдачу анализа. При ухудшении состояния необходимо срочно вызвать скорую помощь и выявить круг лиц, контактировавших с предположительным носителем коронавирусной инфекции.

Пока сотрудник будет находиться на работе (например, с целью подписания заявления на оформление больничного), работодателю нужно обеспечить его маской и, по возможности, свободным помещением, где нет остального персонала, который обязан в случае подтверждения заболевания соблюдать строгий двухнедельный карантин.

Возможные последствия при несвоевременном обращении

Корпоративная профилактика: мифы и реальность

Пандемия коронавируса, как и любая другая проблема планетарного масштаба, породила много мифов, которые умело затерялись в рядах правды. Каждый работодатель должен сейчас проявить не только бдительность, но и грамотность в выборе профилактических мер. ВОЗ и Роспотребнадзор поделились в ситуации по коронавирусу информацией для работодателей.

Так, есть обязанности работодателя в связи с коронавирусом:

  • Перевести персонал на удаленную работу, ограничить общения в непосредственной близости. Если это невозможно, то максимально обеспечить безопасность путем разделения коллектива на небольшие группы. Такой подход снижает риск заболевания большого количества людей.
  • На входе персонал обязан пройти утренний фильтр для сотрудников при коронавирусе, который предполагает тщательное мытью рук, умывание и использование в дальнейшем защитной медицинской маски. Для этих целей подойдут раствор этилового спирта, кожные антисептики, мыло с добавлением этанола. Помимо этого рекомендуется равнозначно распределить дезинфицирующие средства по компании, особенно в местах общего пользования.
  • Работодатель, чьи сотрудники вынуждены приходить на работу в офис, обязан проверять температуру человека также на входе. Если у кого-то из персонала показатель будет повышенный, то этот человек отправляется на больничный. Измерить температуру тела можно двумя способами: контактным и, рекомендуемым, бесконтактным ( с помощью тепловизора).
  • Когда кто-то из сотрудников не появляется на работе по причине плохого самочувствия, важно проконтролировать его визит ко врачу. Это поможет предотвратить развитие гриппа, новой коронавирусной инфекции и прочих заболеваний.
  • Работодатель по мере возможности также должен осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками самоизоляции, отправлять на карантин. Особенно это касается тех, кто недавно прибыл из зарубежья.
  • Компания должна сообщать сотрудникам о мерах профилактики, своевременно отправлять важные уведомления. Сюда входят рекомендации по ношению средств защиты, объяснение правильного мытья рук и т. д.
  • Если работники находятся на предприятии, то важно следить за чистотой помещений, проводить своевременную обработку дезинфицирующими средствами. Особое внимание рекомендуется уделить ручкам дверей, лифтам, выключателям и прочим предметам, которых касается большое количество людей. Интервал между уборками не должен выходить за рамки 2 часов.

Профилактика на предприятии

Среди мифов и ложной информации, на которую работодателю не следует обращать внимание, можно отметить следующее:

  • Низкая смертность. Показатели смертности варьируются не только в зависимости от возраста, но и от хронических заболеваний, поэтому не стоит надеяться на молодой возраст сотрудников, ведь каждый из них в равной степени может оказаться в зоне риска, даже не подозревая об этом.
  • Маски – это бесполезно. Естественно, что медицинская маска не защитит полностью от заражения, однако снизит эту угрозу.
  • Спорт как профилактика. Физическая активность действительно помогает иммунитету, однако это бесполезно, если человек всю жизнь не занимался спортом, не закалялся. Отдать предпочтение лучше не открытому стадиону, на котором также может оказаться зараженный спортсмен, а легкой домашней гимнастике.

Маски – важная защита

Экономические показатели, несомненно, важны в равной степени и для сотрудника, и для работодателя, однако здоровье всегда превыше материальных ценностей. Только консолидируя усилия, выполняя требования, можно добиться положительного результата в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии