Оценка рисков в охране труда

Оценка рисков — мероприятие, которое должно проходить в каждой организации, чтобы гарантировать работникам безопасность. Что собой представляет, какой порядок процедуры, какие методы есть, чтобы определить профессиональные риски? Что такое риск ориентированный подход в охране труда? Об этом далее.

Что такое оценка рисков

Оценкой рисков на предприятии называется система мероприятий, которая направлена на то, чтобы выявлять факторы, способные нанести вред здоровью и жизни человека на месте работы, сделать их расчет.

Оценка профрисков

Требования к системе управления профессиональными рисками в охране труда

Профессиональным риском в охране труда является вероятность причинения вреда здоровью работником из-за того, что на предприятии есть вредные и опасные факторы производства.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые относятся к элементам системы управления ОТ и включают в себя меры, направленные на выявление, оценку профрисков и снижение рисков получения травм работниками на предприятии.

Цель подобных мероприятий — обеспечить безопасность и сохранить здоровье работников при выполнении их своих профессиональных обязанностей. Такая оценка профессиональных рисков — составная часть управленческой системы ОТ, которая нацелена на то, чтобы сформировать и поддержать профилактические мероприятия по выявлению опасностей и рисков, в том числе предупредить аварии, травматизм и профессиональные заболевания.

Цель оценки профрисков

В области управления рисками на производстве есть особая политика. Так, предприятие должно:

  • Учитывать виды работы с рисками для здоровья и жизни;
  • Иметь документацию, направленную на подтверждение соответствия работы законодательным и другим нормативам, а также существующих опасностей, которые возникают на работе;
  • Регулярно анализировать структуру и оборудование, чтобы обеспечить документальный контроль и поддерживать состояние безопасности;
  • Предоставлять доступ работникам к соответствующей документации по ОТ.

При этом политика производства обязана соответствовать политике ОТ. Работодатель при этом должен поставить цели, чтобы гарантировать безопасные условия труда и здоровье трудящихся в организации. Формируя цели, работодатель должен учесть, какие у него возможности в технологической, финансовой и производственной сфере, а также оценить риски.

Обратите внимание! Работодателю нужно сделать разработку, внедрение и поддержание актуального состояния документации. Это поможет достигнуть целей при управлении профессиональными рисками, обеспечить безопасную работу трудящимся.

Программа должна содержать в себе пункты, в которых устанавливается ответственность и полномочия отдельных специалистов и руководителей, а также пункты с указанием технологических, финансовых и производственных средств. Цель — разъяснение трудящимся рисков их работы при исполнении ими своих должностных обязанностей, в том числе проведение инструктажей и консультаций. Поэтому работодателю нужно регулярным образом осуществлять анализ того, как выполняются программы для трудящихся отдельных отраслей. Если есть необходимость, то должны осуществляться специальные меры.

Порядок проведения процедуры

Оценка помогает получить ответы на вопросы о том, что за события могут произойти и с какими последствиями, какая вероятность того, что они произойдут и прочее. Также могут ответить на вопрос, нужна ли дальнейшая обработка выявленной оценки рисков.

Порядок того, как происходит процедура, выглядит так:

  1. В начале выезжает эксперт осматривать фабрику;
  2. Затем знакомиться с рабочими местами и производственными процессами;
  3. Разрабатывает индивидуальные чек-листы, необходимые в каждом подразделении;
  4. Проводят аудит рисков и оформляют карты идентификации рисков;
  5. Разрабатывают план мероприятий, нацеленных на уничтожение или понижение рисков.

В конце составляется соответствующий рекомендательный документ с результатами работы эксперта.

Порядок проведения оценки профрисков

Назначение ответственных

Ответственные за проведению процедуру — служба охраны труда, производственный технический отдел и руководитель предприятия. Иногда ими является комиссия или оценочная группа со специалистом по ОТ, главным инженером, ответственным за сохранение пожарной и электробезопасности, руководителем структурных подразделений, представителем профессионального союза трудящихся и работником.

Благодаря такой процедуре определяются приоритеты работы, правильно направляются трудовые ресурсы, в том числе финансовые и юридические.

Обратите внимание! В итоге, благодаря своевременному осуществлению оценочной процедуры, предприятие понижает затраты на оплату компенсации работникам при получении ими профессиональных заболеваний, травм и ранений.

Выявление профрисков

Управлять профессиональными рисками возможно только при их правильном выявлении. Помогает составленный список потенциальных опасностей. Формируют на основе всестороннего изучения производственных факторов, момента того, как организуются рабочие места в определенной области, какая используется техническая документация, как записываются данные о том, что были несчастные случаи, аварии и инциденты. Перечень составляется на опросах и нормативной базе, в том числе межотраслевых и эксплуатационных документах. Внимательно смотрятся для формирования документа итоги проверок и результатов специальной оценки условий труда. Используются документы, свидетельствующие о результатах замеров при контроле производства через СОУТ.

Как выявляются

Методы оценки рисков

Существует три метода оценки производственных рисков. Самым распространенным из них является мягкая рейтинговая процедура. По ней экспертами составляется рейтинг, для того чтобы позднее оценивать объекты.

Второй метод называется непосредственным ранжированием. Сущность его в том, что эксперты на документе располагают оцениваемые объекты в определенном порядке, а затем высчитывают среднее арифметическое на каждом объекте и по этим знаниям составляют рейтинг.

Третий метод — тот, что основывается на бальной оценке. По нему объекты располагаются в определенном порядке. При этом каждый объект имеет порядковый номер, на который поступает соответствующие баллы. Чтобы получить окончательный упорядоченный список тех объектов, которые подаются ранжируемости, баллы суммируются. Оцениваемые объекты располагаются в рейтинге от возрастания до убывания.

Основные методы

Чек-лист при оценке

Чтобы выполнить оценку применяются проверочные или чек-листы. При этом список опасностей, который определен в положении, неисчерпывающий. Применять его как готовый чек-лист или матрицу не нужно.

Чек-лист должен быть составлен по факту в компании. Неграмотное его составление сводит всю работу на нет. Важно отметить, что опросник не влияет на составление грамотного документа, в частности такого, который содержит ответы на вопросы о проведении инструктажа, классе и выдаче СИЗ, наличия травм, соблюдении правил и тому подобное.

Даже если руководителем будет осознана своя роль при обеспечении безопасных УТ, а также у него будет достаточная квалификация для проведения оценки реального уровня рисков на предприятии, создать чек-лист он не сможет. Причина в психологическом и профессиональном барьере.

Чек-лист

Механизмы аудита

Чтобы грамотно провести оценку, для этого нужен человек, не имеющий к руководству предприятия отношения. Это может быть эксперт со стороны или штатный сотрудник. Он обязан сделать осмотр рабочего пространства с организацией рабочих мест, изучить используемые инструменты на предприятии и познакомиться с тем, как происходят производственные процессы.

Важно осознавать, что человек, работая в качестве контролера и оценщика, будет создавать эмоциональное давление на сотрудников. Они будут демонстрировать идеальное поведение по ОТ. Поэтому тут нужно обращать внимание на то, что работники могут резко сменить стиль деятельности либо остановить рабочий процесс, начать оперативный поиск СИЗ, когда появится аудитор.

Даже аудитор, который работает в одиночку, может упустить то, как выполняется конкретная деятельность на предприятии. Поэтому одним из механизмов качественного аудита является проведение опроса. Это поспособствует определению оценки рисков. При этом вопросы должны быть правильно сформулированы. Если темы, прописанные в журнале охраны труда, в реальности не были изучены специалистами, тогда нужно сформулировать итог о том, что информационный инструктаж проводится в формальном порядке.

Обратите внимание! Осуществляя идентификацию объектов, можно получить достоверную информацию о том, какой уровень риска в подразделении и взять ее за образец.

В результатах указываются конкретные аспекты, на которые руководству нужно обратить внимание. К примеру, могут быть описаны следующие вещи:

  1. Применяемые в организации инструменты, представляют разный уровень опасности;
  2. Неубранные провода на полу — основная причина физического офисного травматизма;
  3. Захламленность и отсутствие экипировки при работе на любом строительном объекте является фактором, который увеличивает вероятность определения и получения ран, ссадин и микротравм;
  4. Нарушения предписанных правил при проведении погрузочных и разгрузочных работ способствует увеличению вероятности получения травм не одного того человека, который нарушает правила, но и остальных;
  5. Благодаря тому, что на работе нет ограждений, работники рискуют попасть под колеса автомобильного транспорта;
  6. Отсутствие элементарных средств защиты является грубым нарушением безопасного труда определенной категории и т.д.

Аудит профрисков

Составление карт идентификации рисков

Карта идентификации рисков — схема производства с обозначенными опасными объектами. В ней прописывается информация о производственном процессе, опасном объекте и возможных последствий от него, мерах того, как управлять риском, а также вероятности, что может быть получена травма.

Карта

В первом пункте указывается процесс, из-за которого может быть увеличен риск с точным названием и обоснованием. Во втором разделе прописываются варианты того, что может произойти, к примеру, образоваться наледь, гололед, конденсат, скользкая поверхность на полу, высокий порожек и дефекты покрытия. В третьем подпункте указываются меры, которые направлены на снижение трудового риска с оценкой их эффективности. В последнем разделе указывается информация о том, какие могут быть последствия от произошедших событий на предприятии.

Цель составления рабочей карты является разработка мер, направленных на снижение рисков высокого и среднего уровня. Отличается от специальной оценки условий труда тем, что эта процедура не регламентируется, нет требований о том, что она должна проводиться специальной аккредитованной компанией с работниками, которые ответственны за то, какие экспертные результаты получились.

Обратите внимание! За то, чтобы была проведена оценка рисков, работодатель не получает от государства компенсацию. Также не снижаются страховые взносы по проекту, даже когда были выявлены низкие риски и если они высокие, то приняты работодателем достаточные меры того, чтобы их снизить.

Перспективы оценки рисков

Оценка риска является важным элементом современной управленческой пожарной и производственной системы. Сегодня она до сих пор не прописана в списке обязательных процедур. Законодательство не сделало должного изложения ее аспектов. По этой причине на практике эта процедура формальна.

В целом, оценка риска труда — мероприятие, которое, наравне с оценкой условий труда, позволяет выявить опасные объекты и устранить их во избежание получения сотрудниками опасных травм, ран и ссадин.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии