Для стальных канатов, используемых в качестве монтажных, тяговых, несущих, вантовых, стреловых, грузовых обязательно наличие сертификата, подтверждающего соответствие ГОСТ. Для недопущения к эксплуатации неисправных изделий существуют нормы браковки стальных канатов.

Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.

Стальной материал

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.

Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:

Таблица

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;

Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.

На производстве

Особенность методики браковки

Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

  • произошло уменьшение диаметра на 7% (поверхностный износ или коррозия);
  • выявлено, что диаметр каната уменьшился на 10% и больше (износ внутренней части, разрывов или обмятий);
  • канат считается бракованным, если первоначальный диаметр наружных проволок стал меньше на 40% или больше. При этом неважно, произошло это из-за коррозии или износа. Для проведения замеров рекомендуется пользоваться микрометром или его аналогами, позволяющими проводить точные измерения.

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

  • порваны одна или несколько прядей;
  • в наличии деформация, имеющая форму корзины;
  • сердечник выдавлен на внешнюю поверхность;
  • выявлено место с уменьшенным или увеличенным диаметром;
  • обнаружены заломы, раздавленные участки, перекручивание, перегибы.

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.

Проверка повреждений

Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

  • внутренний;
  • инструментальный;
  • наружный.

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • отсутствию расхождений между данными, указанными в паспорте изделия, и его фактическим состоянием;
  • наличие и исправность петель на концах каната;
  • присутствие повреждение или дефектов на поверхности троса;
  • в каком состоянии находятся внутренние пряди и сердечник.

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.

Стропы из стали на предприятии

Как часто нужно проводить осмотр стропов

Вне зависимости от того, на каких устройствах используются грузоподъемные стальные канаты, их осмотры должны производиться ежесменно, периодически и по специальным распоряжениям. Персонал, специализирующийся на ремонте и обслуживании оборудования, делает это в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В его же обязанности входит выбраковка канатов нормы и правила.

Непосредственно работающий на оборудовании сотрудник должен знать, какие требования предъявляются к страховочному канату, и выполнять ежесменный осмотр до начала работы. В него входят:

  • просмотр имеющихся в журнале записей;
  • визуальное изучение состояние каната, в том числе и тех его участков, которые закреплены в зажимах, коушах и муфтах. Также проверяются места, соприкасающиеся с барабаном, блоком, шкивом и опирающиеся на башмаки.

Стальные стропы замеряются специалистами

По результатам осмотра в журнале делается соответствующая запись.

Для периодических осмотров привлекаются ответственные инженерно-технические работники. Они проводятся каждые 10 дней. Результаты также фиксируются в журнале. В ходе периодического осмотра выполняются следующие операции:

  • визуально осматривается весь канат в процессе его передвижения из начального положения в конечную точку;
  • производятся контрольные замеры диаметра с использованием необходимых инструментов.

Таким образом, проверка стропов – важная процедура, без которой нельзя начинать работу. Стальные канаты используются в процессах, опасных для здоровья и жизни сотрудников. Отсутствие проверки стропов может повлечь за собой урон телу или летальный исход, за что придется отвечать перед законом.