Содержание:
В компаниях, осуществляющих перевозки, обязательно есть специалисты и ответственные лица. Специалист по БДД – ответственная должность по контролю за водителями. Законодательный документ – Федеральный закон №169.
Кто может занять должность
Специалист по БДД должен быть у любого юридического лица, осуществляющего транспортные перевозки. И к сотруднику на должность данного специалиста есть ряд требований от законодательства.
Для постановки на должность, сотрудник должен иметь высшее образование и пройти курсы по специальности «техника и технология наземного транспорта» и сдать обязательный теоретический экзамен из более 2-х десятков вопросов. Экзамен подтверждает профессиональную пригодность работника.
Должность могут занять работники из 3–х категорий:
- Сотрудник на любой должности, прошедший нужные курсы и согласившийся на должность ответственного за безопасность перевозок;
- Инженер по перевозкам;
- Специалист по перевозкам, осуществляющий их в рамках деятельности данного предприятия.
Зачастую, если в организации не могут найти желающих на совмещение собственной должности с должностью ответственного, за это предлагают более высокую плату, либо назначают одного из действующих руководителей в организации.
Обучение по «технике и технологии наземного транспорта» проходит в специальных аттестационных центрах, а также на базе образовательных учреждений (колледжей и университетов).
Инженер по безопасности движения на автотранспортном предприятии
Помимо знаний о технике безопасности перевозок, у специалиста по БДД есть ряд обязанностей, которые он обязан выполнять и отвечать за них.
Обязанности инженера по БДД в автотранспортном предприятии
Специалист по безопасности дорожного движения отвечает за контроль перевозок от предприятия, проводит инструктажи или назначает дополнительного ответственного за них. Он проводит первичное и повторное информирование новых шоферов, а также агитацию за соблюдение правил дорожного движения во избежание аварийных ситуаций. Также, в обязанности входит и контроль за техническим состояниям автомобилей и грузовой техники.
Специалист по БДД разрабатывает также ряд документации:
- Порядок проведения инструктажей;
- Отчеты о проведении инструктажей и результатов внеплановых тренировок;
- Порядок мероприятий против аварий;
- Внутренние нормативы и правила организации.
Инженер по безопасности дорожного движения обязан организовывать трудовой распорядок, включающий отдых, а также отвечать за мероприятия по аналитике произошедших аварий. Сотрудник, отвечающий за обеспечение БДД в организации, имеет право выдвигать предложения по минимизации аварий. При наблюдении систематических нарушений, ответственный может вынести нарушителям санкции в виде штрафов или выговоров. В аварийной ситуации ответственный выезжает на место произошедшей аварии. И это считается за время, проведенное на рабочем месте. Меры наказания и дальнейшую судьбу виновного в ДТП (если виновным признан сотрудник организации) ответственное лицо выносит исходя и законодательных актов и собственного опыта.
Должностная инструкция ответственного за БДД
Документом о назначении ответственного является должностная инструкция. Она содержит несколько страниц и пунктов. Перед пунктом 1 вписывается полное наименование работодателя, дата, когда была утверждена должностная инструкция специалиста по транспортной безопасности и лицо, утвердившее инструкцию.
- 1 пункт включает основания и требования для назначения специалиста. 2 пункт – это перечисление перечня обязанностей. Их количество может достигать несколько десятков, чем больше организация и чем сложнее устроены перевозки, тем больше будет обязанностей у ответственного лица.
- 3 пункт – это права специалиста. Как правило, они заключаются в законности действий по контролю за подчиненными сотрудниками, службами и действующей документацией. Например, проверка пропусков водителей, анализ действий специальных противоаварийных служб.
- 4 пункт – ответственность специалиста по БДД, меры наказаний, штрафов и ситуации для отстранения от должности специалиста.
- И последний, 5 пункт – это условия работы. В подпунктах ответственное лицо может сослаться на условия работы, указанные в трудовом договоре. При необходимости постоянных командировок и наличии особого распорядка в организации, об этом стоит указать в документе.
В самом конце документа ставится подпись, подтверждающая ознакомление и согласие со всем вышесказанным, проставляется дата подписи документа.
Удостоверение по безопасности дорожного движения
Для лица, ответственного за безопасность дорожного движения главный документ – удостоверение. Оно выдается только после успешной сдачи экзаменов. Удостоверение обязательно нужно держать при себе всегда на рабочем месте. Контролирующие органы могут потребовать удостоверение. Если специалист выезжает на место аварии без удостоверения, или требует каких-либо документов – ему имеют право отказать в предоставлении или допуске к месту ДТП.
Удостоверение специалист получает только при прохождении аттестации. Аттестация представляет собой экзамен. Всего в нем 360 вопросов, из которых комиссия случайным образом выбирает не менее 20 штук. Из них необходимо правильно ответить минимум на 18. Подготовка подходит по стандартам 2017 года. Экзамен сдается методом тестирования, но комиссия имеет право проводить устное собеседование. За получение удостоверения его получатель должен заплатить государственную пошлину 1300 рублей*.
Срок действия удостоверения по безопасности дорожного движения
Удостоверение действует в течение 5 лет, после окончания срока его действия, необходимо повторно проходить экзамен. Внеплановую экзаменацию могут назначить в том случае, если во время действия ранее полученного удостоверения специалист был виновен в аварии и удостоверение было отозвано.
Изготавливается удостоверение в течение нескольких дней после прохождения экзамена. Тяжело сдавать экзамен тем, кто плохо знает правила дорожного движения и способы управления разными видами транспорта.
Подготовка специалистов по безопасности движения на автотранспорте
Для получения удостоверения, необходимо пройти подготовку по программе «Безопасность достойного движения». Минтранс позволяет осуществление подготовки через курсы в обычном и дистанционном режиме. Обучения проводят только квалифицированные специалисты компаний, имеющие лицензию. Дистанционные курсы больше подходят тем, кто живет в удалении от крупных населенных пунктов и не имеет возможность пройти обучение в оффлайн-режиме. Для допуска на курсы проверяется наличие высшего образования.
Компании используют только актуальные учебные материалы и методики обучения, которые будут понятны всем. Иногда компании заказывают курсы для нескольких специалистов сразу. Длятся они, в среднем, 3 месяца. После курсов, специалист может не только управлять автомобильным и грузовым транспортом, но и следить за безопасным вождением подчиненных.
Безопасность дорожного движения признана сохранять человеческие жизни. Для её осуществления необходимы ответственные лица, которые смогут контролировать процесс обеспечения безопасности и выполнения норм и требований законодательства и транспортных нормативов.
*Суммы актуальны на июль 2019 г.