Производственный экологический контроль

Руководство промышленных предприятий, деятельность которых может привести к нанесению вреда природе, должно отвечать за экологическую безопасность. В связи с принятием Закона об увеличении срока между проверками Росприроднадзора до 3 лет возрастает роль мониторинга безопасности производства – существенного элемента природосберегающего функционирования организаций.

Цели и задачи производственного экологического контроля

В наше время ПЭК представляет собой, помимо отдельного направления работы компании, целую организационную систему взаимодействия различных структур:

  • федеральных и местных госорганов в области экологии;
  • исследовательских лабораторий;
  • общественных объединений;
  • населения соседних с заводом зон.
  • Завод

Контролирует ситуацию непосредственно руководитель организации или представитель специально сформированного отдела, уполномоченный подписывать приказ о ПЭК. Промахи в соблюдении экологической безвредности предприятием выявляются в ходе проверок соответствующих государственных и муниципальных служб. Это может грозить санкциями:

  • штрафами;
  • запрещением природопользования;
  • приостановлением деятельности.

Важно! Контроль экологической ситуации дает возможность взвесить состояние природы и принять меры к устранению недостатков.

Цель производственного экологического контроля, который реализуется на территории завода или фабрики, заключается:

  • в создании экологически безопасной обстановки;
  • в получении достоверных данных о состоянии внешней среды;
  • в выполнении законодательных норм в сфере природопользования.

Схема

Задачи, стоящие перед производственным экологическим контролем:

  • отслеживание точности реализации природосберегающих проектов, распорядка контроля выбросов, объектов утилизации и локализации отходов;
  • контролирование исполнения на предприятии законов, инструкций, правил;
  • соблюдение установленных показателей разрешенного воздействия на внешнюю среду;
  • подготовка экологических проектов по охране природы;
  • регулярное исследование эффективности природоохранительной практики в организации, исправление допущенных промахов;
  • согласование работы в различных отделах компании;
  • ведение экспертного документооборота соответственно предписаниям;
  • разработка и предоставление рекомендаций по сокращению вредоносного действия на природу и другие меры.

Контроль

Соблюдение принятого регламента воздействия на внешнюю среду

Чтобы не допустить неблагоприятного влияния на окружающий мир промышленных форм хозяйствования, разработаны специальные правила допустимого действия на природу:

  • параметры разрешенных выбросов материалов и микроорганизмов;
  • нормативы формирования производственных и потребительских отходов и пределы их размещения;
  • показатели разрешенных воздействий тепла, шума, ионизации, вибраций, магнитных полей;
  • степень допустимой выемки естественных ресурсов;
  • параметры разрешенного влияния на внешнюю среду.

Нормативы дозволенного воздействия регулируют качественные характеристики естественной среды в зависимости от региональных особенностей.

Обратите внимание! За превышение этих показателей и нанесение вреда экологии хозяйственные субъекты отвечают по закону.

Обеспечение рационального расходования природных и энергетических запасов

Под понятием «разумная эксплуатация естественных резервов» в правоведении и законодательстве подразумевается потребление:

  • не вызывающее их истощение;
  • не приводящее к нарушению законодательства;
  • не препятствующее их использованию.

Основным показателем рационального расходования естественных ресурсов является максимальная результативность с учетом современного технологического уровня и минимальная степень неблагоприятного воздействия, которое способно возобновиться. Оптимальный вариант – приумножение стабильности природоохранных систем, максимально полная эксплуатация при минимальном нанесении ущерба.

Экология

Ключевые требования к формированию и выполнению промышленного природосберегающего регулирования

ПЭК – составная часть проверки соблюдения правовых норм в сфере обращения с отходами и защиты природы в зависимости от категории объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. Производственный экологический контроль состояния атмосферы осуществляют ЮЛ и ИП, обладающие ресурсами вредоносного действия (химического, бактериологического) на воздушную среду. Они формируют службы, занимающиеся отслеживанием ситуации на объекте хозяйствования, и предоставляют информацию о лицах, занимающихся формированием природного надзора. Требования ФЗ № 96 о постановке на учет в государственных природоохранных органах касаются не объектов НВОС, а хозяйствующих субъектов, предоставляющих отчет о функционировании в сфере экологического мониторинга. Отчет по итогам проведения ПЭК предоставляется в установленные сроки и в определенном порядке:

  • на территории осуществления работы – объектов I, II и III категории;
  • в местные учреждения – II и III категории.

Виды работ, входящих в систему производственного экологического контроля

В план и график природоохранительного мониторинга входят:

Объекты

  • контроль соблюдения законодательных актов РФ и нормативной документации;
  • реализация мер по защите внешней среды;
  • анализ соответствия способов, существующих на объекте, общепринятым законам.

Дополнительная информация! Результаты ПЭК позволяют произвести оценку состояния внешней среды и принять меры по исправлению недоработок.

Промышленный надзор защиты атмосферы

Экологический мониторинг охраны воздуха направлен на предупреждение, обнаружение и ликвидацию случаев нарушения законов в этой области согласно предписаниям международных и федеральных актов. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с источниками вредного воздействия на атмосферу, обязаны:

  • контролировать ее состояние;
  • формировать экологические службы;
  • анализировать степень токсичности выбрасываемых газов;
  • контролировать исправность газоочистительных установок;
  • отчитываться в эффективности экологического мониторинга.

Ответственные представители государственных органов обладают правом:

  • запрашивать документацию по данному вопросу;
  • контролировать выполнение установленных норм выброса вредных элементов;
  • обследовать предприятия и проводить исследования проб воздуха;
  • определять величину причиненного природе ущерба;
  • приостанавливать или отзывать разрешение на выбросы вредных веществ.

Мониторинг эксплуатации естественных богатств и рационального природопользования

Производственный контроль в области охраны окружающей среды и расходования естественных богатств состоит:

  • из предоставления компанией системы их разумной эксплуатации и возобновления;
  • из контролирования существования соглашения по поводу водозабора для бытовых и промышленных целей;
  • из мониторинга принятых мер, предотвращающих засорение территории вредными веществами и отходами;
  • из оценивания уровня загрязнения на основании проб и анализов почвы.

Лаборант

Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Процедура мониторинга в данной области согласуется с федеральными органами, подлежит государственному контролированию Росприроднадзором. Регламент реализации ПЭК определяется согласно характеру хозяйственной деятельности. Он включает:

  • сведения о службе и курирующих персонах;
  • материал об объектах, подлежащих контролю;
  • данные о выполнении законодательных требований;
  • отслеживание ситуации в зоне хранения;
  • контролирование внедрения малоотходных технологий;
  • лицензирование обращения отходов;
  • ответственность за нарушения.

Разработка и претворение программы ПЭК

Каждое предприятие должно сформировать собственный протокол о промышленном контроле и указать в нем все требующие мониторинга критерии и расписание мероприятий. Кроме этого, требуется журнал осуществления инспекций, куда записывают факты проверок, вскрытые нарушения и указания по их исправлению.

Отчет

В подготовку программы ПЭК входят:

  • назначение исполнителя;
  • разработка и утверждение проекта;
  • осуществление контролирующих мероприятий;
  • создание отчета.

Дополнительная информация! Проект разрабатывается для создания обобщенного документа, включающего информацию о степени допустимости негативного воздействия, способах и регулярности контролирования на производстве.

Распоряжение, утверждающее план контроля экологической ситуации

Для исполнения законодательных предписаний в области защиты природы и реализации мер по ее охране в компании издают приказ, утверждающий Положение о ПЭК. В документе указывают:

  • дату вступления акта в силу;
  • сотрудников, ответственных за выполнение;
  • суть;
  • время и регламент сдачи отчетности;
  • другие детали проведения мероприятий.

Список стартовых сведений для подготовки донесения о ПЭК

Форма уведомления, предоставляемого каждый год, установлена приказом Минприроды. Существует инструкция по ее заполнению в электронной и бумажной форме. В него включается:

Форма отчета

  • общая информация о предприятии и характере производственной деятельности;
  • данные о применяемых технологиях защиты окружающей среды и их соответствии новейшим методам;
  • сведения о наличии собственных лабораторий или об использовании сторонних исследовательских центров, законодательно уполномоченных производить пробы;
  • список загрязняющих веществ, подлежащих мониторингу на объекте;
  • данные о результатах проведения систематического контроля и другие сведения.

Дополнительная информация. В отчет входят 25 таблиц, заполняемых в специальных формах.

Ответственность за отсутствие

В наши дни в результате либерализации законов после принятия ФЗ № 294, увеличившего время между проверками Росприроднадзора, особенно возросло значение ПЭК и ответственность организаций по ее выполнению. По ФЗ №195 КоАП РФ ЮЛ и ИП отвечают за несоблюдение требований ст. 67 и 73 ФЗ №7. Это относится:

  • к территориальному проектированию заводов и фабрик;
  • строительству сооружений;
  • реконструкции и капитальному ремонту;
  • вводу в эксплуатацию.

Законы

Размер административных санкций*:

  • гражданам – от 1000 до 2000 рублей;
  • должностным лицам – 2-5 тысяч руб.;
  • юридическим лицам – от 20 до 100 тыс. руб.

За преднамеренную фальсификацию сведений о вредном воздействии и источниках загрязнения внешней среды, утаивание их либо несвоевременную или недостоверную информацию по ст. 8.5 КоАП РФ на лиц, обязанных принимать меры по устранению нарушений, накладываются штрафы:

  • на граждан – 500-1000 руб.;
  • на должностных лиц – 3-6 тысяч руб.;
  • ЮЛ – от 20 до 30 тыс. руб.

Обратите внимание! Существует тенденция постепенного увеличения размера штрафов.

Документация, устанавливающая требования к ПЭК

Критерии производственного экологического контроля на предприятии регламентируются ФЗ № 7 (2002 г.). В нем указывают на необходимость подготовки специалистов в области экологии. Параметры объектов, которые подлежат государственному экологическому надзору, определяются в правительственном постановлении (2015 г.). Закон ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (1996 г.) устанавливает правовые основы защиты воздушной среды, включает сведения об ответственных лицах, осуществляющих надзор. Список нормативных актов с требованиями к составу атмосферы утвержден Росприроднадзором в 2017 г.

Приказ Минприроды 2018 г. устанавливает правила постановки на учет, данные об объекте и образец заявления. Требования к оформлению отчета о ПЭК утверждены приказом Минприроды № 261 (2018 г.).

Заключение

В п. 3 ст. 20 ФЗ 52 (1999 г.) определяются пределы допустимых выбросов вредных химических веществ и микроорганизмов в атмосферу. В нем же устанавливается обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения для проектирования защитных зон.

Формирование природоохранной службы компании и реализация контролирования экологической ситуации регулируется ФЗ № 242 (2011 г.). Итоги анализа ПЭК подаются в госучреждения, исходя из ФЗ № 199 (2005) и ФЗ № 95 (2012). Обращение с отходами регламентируется ФЗ № 89 (1998).

Производственный контроль – составной компонент природоохранительного механизма. Его проводит использующий природные ресурсы или оказывающий вредное влияние хозяйственный субъект, путем осуществления мероприятий по обезвреживанию негативного воздействия опасных объектов. ПЭК позволяет предотвратить аварийные ситуации, подготовиться к их локализации и устранению последствий.

*Размеры административных санкций актуальны на август 2019 г.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии