Содержание:
- Цели и задачи производственного экологического контроля
- Соблюдение принятого регламента воздействия на внешнюю среду
- Обеспечение рационального расходования природных и энергетических запасов
- Ключевые требования к формированию и выполнению промышленного природосберегающего регулирования
- Виды работ, входящих в систему производственного экологического контроля
- Промышленный надзор защиты атмосферы
- Мониторинг эксплуатации естественных богатств и рационального природопользования
- Экологический контроль в сфере обращения с отходами
- Разработка и претворение программы ПЭК
- Распоряжение, утверждающее план контроля экологической ситуации
- Список стартовых сведений для подготовки донесения о ПЭК
- Ответственность за отсутствие
- Документация, устанавливающая требования к ПЭК
Руководство промышленных предприятий, деятельность которых может привести к нанесению вреда природе, должно отвечать за экологическую безопасность. В связи с принятием Закона об увеличении срока между проверками Росприроднадзора до 3 лет возрастает роль мониторинга безопасности производства – существенного элемента природосберегающего функционирования организаций.
Цели и задачи производственного экологического контроля
В наше время ПЭК представляет собой, помимо отдельного направления работы компании, целую организационную систему взаимодействия различных структур:
- федеральных и местных госорганов в области экологии;
- исследовательских лабораторий;
- общественных объединений;
- населения соседних с заводом зон.
Контролирует ситуацию непосредственно руководитель организации или представитель специально сформированного отдела, уполномоченный подписывать приказ о ПЭК. Промахи в соблюдении экологической безвредности предприятием выявляются в ходе проверок соответствующих государственных и муниципальных служб. Это может грозить санкциями:
- штрафами;
- запрещением природопользования;
- приостановлением деятельности.
Цель производственного экологического контроля, который реализуется на территории завода или фабрики, заключается:
- в создании экологически безопасной обстановки;
- в получении достоверных данных о состоянии внешней среды;
- в выполнении законодательных норм в сфере природопользования.
Задачи, стоящие перед производственным экологическим контролем:
- отслеживание точности реализации природосберегающих проектов, распорядка контроля выбросов, объектов утилизации и локализации отходов;
- контролирование исполнения на предприятии законов, инструкций, правил;
- соблюдение установленных показателей разрешенного воздействия на внешнюю среду;
- подготовка экологических проектов по охране природы;
- регулярное исследование эффективности природоохранительной практики в организации, исправление допущенных промахов;
- согласование работы в различных отделах компании;
- ведение экспертного документооборота соответственно предписаниям;
- разработка и предоставление рекомендаций по сокращению вредоносного действия на природу и другие меры.
Соблюдение принятого регламента воздействия на внешнюю среду
Чтобы не допустить неблагоприятного влияния на окружающий мир промышленных форм хозяйствования, разработаны специальные правила допустимого действия на природу:
- параметры разрешенных выбросов материалов и микроорганизмов;
- нормативы формирования производственных и потребительских отходов и пределы их размещения;
- показатели разрешенных воздействий тепла, шума, ионизации, вибраций, магнитных полей;
- степень допустимой выемки естественных ресурсов;
- параметры разрешенного влияния на внешнюю среду.
Нормативы дозволенного воздействия регулируют качественные характеристики естественной среды в зависимости от региональных особенностей.
Обеспечение рационального расходования природных и энергетических запасов
Под понятием «разумная эксплуатация естественных резервов» в правоведении и законодательстве подразумевается потребление:
- не вызывающее их истощение;
- не приводящее к нарушению законодательства;
- не препятствующее их использованию.
Основным показателем рационального расходования естественных ресурсов является максимальная результативность с учетом современного технологического уровня и минимальная степень неблагоприятного воздействия, которое способно возобновиться. Оптимальный вариант – приумножение стабильности природоохранных систем, максимально полная эксплуатация при минимальном нанесении ущерба.
Ключевые требования к формированию и выполнению промышленного природосберегающего регулирования
ПЭК – составная часть проверки соблюдения правовых норм в сфере обращения с отходами и защиты природы в зависимости от категории объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. Производственный экологический контроль состояния атмосферы осуществляют ЮЛ и ИП, обладающие ресурсами вредоносного действия (химического, бактериологического) на воздушную среду. Они формируют службы, занимающиеся отслеживанием ситуации на объекте хозяйствования, и предоставляют информацию о лицах, занимающихся формированием природного надзора. Требования ФЗ № 96 о постановке на учет в государственных природоохранных органах касаются не объектов НВОС, а хозяйствующих субъектов, предоставляющих отчет о функционировании в сфере экологического мониторинга. Отчет по итогам проведения ПЭК предоставляется в установленные сроки и в определенном порядке:
- на территории осуществления работы – объектов I, II и III категории;
- в местные учреждения – II и III категории.
Виды работ, входящих в систему производственного экологического контроля
В план и график природоохранительного мониторинга входят:
- контроль соблюдения законодательных актов РФ и нормативной документации;
- реализация мер по защите внешней среды;
- анализ соответствия способов, существующих на объекте, общепринятым законам.
Промышленный надзор защиты атмосферы
Экологический мониторинг охраны воздуха направлен на предупреждение, обнаружение и ликвидацию случаев нарушения законов в этой области согласно предписаниям международных и федеральных актов. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с источниками вредного воздействия на атмосферу, обязаны:
- контролировать ее состояние;
- формировать экологические службы;
- анализировать степень токсичности выбрасываемых газов;
- контролировать исправность газоочистительных установок;
- отчитываться в эффективности экологического мониторинга.
Ответственные представители государственных органов обладают правом:
- запрашивать документацию по данному вопросу;
- контролировать выполнение установленных норм выброса вредных элементов;
- обследовать предприятия и проводить исследования проб воздуха;
- определять величину причиненного природе ущерба;
- приостанавливать или отзывать разрешение на выбросы вредных веществ.
Мониторинг эксплуатации естественных богатств и рационального природопользования
Производственный контроль в области охраны окружающей среды и расходования естественных богатств состоит:
- из предоставления компанией системы их разумной эксплуатации и возобновления;
- из контролирования существования соглашения по поводу водозабора для бытовых и промышленных целей;
- из мониторинга принятых мер, предотвращающих засорение территории вредными веществами и отходами;
- из оценивания уровня загрязнения на основании проб и анализов почвы.
Экологический контроль в сфере обращения с отходами
Процедура мониторинга в данной области согласуется с федеральными органами, подлежит государственному контролированию Росприроднадзором. Регламент реализации ПЭК определяется согласно характеру хозяйственной деятельности. Он включает:
- сведения о службе и курирующих персонах;
- материал об объектах, подлежащих контролю;
- данные о выполнении законодательных требований;
- отслеживание ситуации в зоне хранения;
- контролирование внедрения малоотходных технологий;
- лицензирование обращения отходов;
- ответственность за нарушения.
Разработка и претворение программы ПЭК
Каждое предприятие должно сформировать собственный протокол о промышленном контроле и указать в нем все требующие мониторинга критерии и расписание мероприятий. Кроме этого, требуется журнал осуществления инспекций, куда записывают факты проверок, вскрытые нарушения и указания по их исправлению.
В подготовку программы ПЭК входят:
- назначение исполнителя;
- разработка и утверждение проекта;
- осуществление контролирующих мероприятий;
- создание отчета.
Распоряжение, утверждающее план контроля экологической ситуации
Для исполнения законодательных предписаний в области защиты природы и реализации мер по ее охране в компании издают приказ, утверждающий Положение о ПЭК. В документе указывают:
- дату вступления акта в силу;
- сотрудников, ответственных за выполнение;
- суть;
- время и регламент сдачи отчетности;
- другие детали проведения мероприятий.
Список стартовых сведений для подготовки донесения о ПЭК
Форма уведомления, предоставляемого каждый год, установлена приказом Минприроды. Существует инструкция по ее заполнению в электронной и бумажной форме. В него включается:
- общая информация о предприятии и характере производственной деятельности;
- данные о применяемых технологиях защиты окружающей среды и их соответствии новейшим методам;
- сведения о наличии собственных лабораторий или об использовании сторонних исследовательских центров, законодательно уполномоченных производить пробы;
- список загрязняющих веществ, подлежащих мониторингу на объекте;
- данные о результатах проведения систематического контроля и другие сведения.
Ответственность за отсутствие
В наши дни в результате либерализации законов после принятия ФЗ № 294, увеличившего время между проверками Росприроднадзора, особенно возросло значение ПЭК и ответственность организаций по ее выполнению. По ФЗ №195 КоАП РФ ЮЛ и ИП отвечают за несоблюдение требований ст. 67 и 73 ФЗ №7. Это относится:
- к территориальному проектированию заводов и фабрик;
- строительству сооружений;
- реконструкции и капитальному ремонту;
- вводу в эксплуатацию.
Размер административных санкций*:
- гражданам – от 1000 до 2000 рублей;
- должностным лицам – 2-5 тысяч руб.;
- юридическим лицам – от 20 до 100 тыс. руб.
За преднамеренную фальсификацию сведений о вредном воздействии и источниках загрязнения внешней среды, утаивание их либо несвоевременную или недостоверную информацию по ст. 8.5 КоАП РФ на лиц, обязанных принимать меры по устранению нарушений, накладываются штрафы:
- на граждан – 500-1000 руб.;
- на должностных лиц – 3-6 тысяч руб.;
- ЮЛ – от 20 до 30 тыс. руб.
Документация, устанавливающая требования к ПЭК
Критерии производственного экологического контроля на предприятии регламентируются ФЗ № 7 (2002 г.). В нем указывают на необходимость подготовки специалистов в области экологии. Параметры объектов, которые подлежат государственному экологическому надзору, определяются в правительственном постановлении (2015 г.). Закон ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (1996 г.) устанавливает правовые основы защиты воздушной среды, включает сведения об ответственных лицах, осуществляющих надзор. Список нормативных актов с требованиями к составу атмосферы утвержден Росприроднадзором в 2017 г.
Приказ Минприроды 2018 г. устанавливает правила постановки на учет, данные об объекте и образец заявления. Требования к оформлению отчета о ПЭК утверждены приказом Минприроды № 261 (2018 г.).
В п. 3 ст. 20 ФЗ 52 (1999 г.) определяются пределы допустимых выбросов вредных химических веществ и микроорганизмов в атмосферу. В нем же устанавливается обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения для проектирования защитных зон.
Формирование природоохранной службы компании и реализация контролирования экологической ситуации регулируется ФЗ № 242 (2011 г.). Итоги анализа ПЭК подаются в госучреждения, исходя из ФЗ № 199 (2005) и ФЗ № 95 (2012). Обращение с отходами регламентируется ФЗ № 89 (1998).
Производственный контроль – составной компонент природоохранительного механизма. Его проводит использующий природные ресурсы или оказывающий вредное влияние хозяйственный субъект, путем осуществления мероприятий по обезвреживанию негативного воздействия опасных объектов. ПЭК позволяет предотвратить аварийные ситуации, подготовиться к их локализации и устранению последствий.
*Размеры административных санкций актуальны на август 2019 г.