Содержание:
В России строго следят за соблюдением рабочего времени. Сделано это для того, чтобы другие люди не пострадали от уставшего специалиста. Это особенно важно для тех, кто за рулем. Режим труда и отдыха водителей в 2019 году регулируется приказом Минтранса.
Принцип формирования рабочего времени
Законодательство строго регламентирует продолжительность рабочего времени. В течение этого периода человек обязан выполнять должностные обязанности. Рабочее время условно можно разделить на отрезок, когда выполняется задание, и период отдыха.
Руководителю желательно составлять план работы для каждого работника. Это позволит сделать все эффективно и быстро. При разработке он должен следовать простым принципам. Первое — это реалистичность целей, второе — установление временных рамок, третье — правило 60:40, т. е. план составляется только на 60 % рабочего времени. Оставшиеся часы делят на две равные части: одна составит резерв, вторая будет использоваться на случай непредвиденных ситуаций.
Как учитывается рабочее время
В своей работе шофер занимается не только управлением автомобиля. В этот период включены перерыв и возможность отдыхать на конечных пунктах и в пути. Также сюда входят мероприятия перед выходом на линию и после завершения поездки.
В рабочее время входит медосмотр перед допуском на линию. Особенно это касается водителей-международников.
На автобусы-межгород обычно отправляют двух водителей. В таком случае, если один не управляет машиной, то он все равно считается находящимся на работе.
Все это важно, чтобы понимать: в рабочее время водителя входит не только управление машиной. Более того, такой процесс не должен занимать весь период.
Ежедневный учет
Предприятие имеет право использовать один из двух вариантов учета рабочего времени. Ежедневный применяется в случаях, когда водитель не трудится больше 40 ч. в неделю. В таком случае шофер может трудиться не больше 8 ч. в день на пятидневке и 7 ч. при шестидневке. Но предприятие может выбрать и другой вариант учета рабочего времени.
Суммированный учет
Подобная схема намного сложнее ежедневного учета. В таком случае берется время не за один день, а за месяц. Для перевозчиков между городами период продлевают до полугода.
Режим труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков включает в себя промежутки, когда рабочий день длится больше 8 ч. В то же время необходимо следить за общим количеством часов. Если все их суммировать, то они не должны превышать определенные показатели.
Согласно приказу Минтранса, в некоторых ситуациях разрешается увеличивать рабочее время. Это возможно при междугородных перевозках, когда водителю нужно доехать до места отдыха. Это касается и шоферов автобусов пригородных маршрутов. Исключения — служебные машины: инкассаторские, медицинские и др.
Ограничение по времени
В начале 2019 г. были дополнены правила ПДД. Изменения коснулись количества времени, которое можно проводить за рулем автомобиля. С момента, как человек сел в машину, может пройти максимально 4,5 ч., после чего делается перерыв на 45 мин.
У шофера автобуса или большегруза большая ответственность. Поэтому в неделю они могут проводить за рулем не больше 56 ч. Отдых занимает сутки, но при условии, что до них был 11 ч. перерыв.
Сложнее обстоит дело с расчетом времени за период в две недели. В таком случае суммарное время езды 90 ч., при этом время отдыха от 45 ч., перерыв делится на две части по 24 ч., которые следуют после отдыха в 11 ч.
Последние изменения в ПДД были направлены на то, чтобы водители не перерабатывали и не вредили своему здоровью.
Время отдыха родителя
В любой работе предусмотрены перерывы, которые дают работникам отдохнуть и расслабиться. Водители не являются исключением. Для них он формируется из нескольких частей: обед, междусменный, непрерывный периоды.
Перерыв для отдыха и обеда составляет от получаса до двух часов. Особенно это важно для водителей школьных автобусов. Если длительность рабочего времени превышает 8 ч., то предоставляется второй перерыв на обед.
Перерыв между сменами
Если используется стандартная схема учета рабочего времени, то до следующей смены человек отдыхает двойное количество часов. В таком случае при графике с 08:00 до 17:00 часов на отдых отводят 15 ч.
Если используется суммированный учет времени, то перерыв не должен быть меньше 12 ч. Водитель обязан соблюдать эти требования, иначе у него есть риск попасть в аварию и пострадать.
Для некоторых категорий перевозок действуют исключения. Участники междугородных и пригородных маршрутов могут сократить перерыв до 9 ч., но после окончания смены человек обязан получить двое суток отдыха.
Для междугородных перевозок сокращают до 11 ч., после чего водитель может получить дополнительный отдых по окончанию поездки. В таких случаях перерыв может разбиваться на несколько частей.
Непрерывный еженедельный отдых
Несоблюдение правил ПДД существенно повышает шансы попадания в аварию. Поэтому необходимо следить за количеством рабочих часов и не пренебрегать выходными.
Сложнее сделать расчет при суммированном учете. В таком случае в неделю должно быть не меньше одного выходного. Отдыха должно быть не меньше, чем полных недель в месяц, т. е., если их четыре, то и выходных должно быть столько же.
Нарушение контроля учета рабочего времени приведет к переутомлению, которое грозит возникновением аварийных ситуации.
Ненормированный рабочий день
Законодательство предусматривает работу не по точному графику. Такое возможно делать без вероятности получить наказание, но только водителям легковых автомобилей и шоферам машин, которые находятся на экспедиции.
В таком случае выходные дни предоставляются на общих основаниях, а суммарное количество рабочих часов не должно превышать 40. Решение о ненормированном графике принимает руководитель организации. Подобное требования включается в трудовой договор, без этого соглашения в письменной форме требование считается правонарушением.
Особенности использования тахографа
Тахограф позволяет точно фиксировать время, скорость передвижения машины и время водителя за рулем. Активацию аппарата могут проводить только сертифицированные фирмы.
Тахограф работает в нескольких режимах, каждый из которых активизируется отдельной картой. Первый подразумевает контроль всего рабочего времени водителя, технические сведения, второй — выгрузку информации в специальных пунктах проверки, третьи — корректировку.
Ответственность за нарушения
Административным кодексом предусматриваются наказания как для водителей, так и для руководителей предприятия. Так, на сотрудника могут наложить штраф в размере 3000 руб., на должностное лицо — 10 тыс. руб.*
Конкретно рассматриваются ситуации, когда в трудовом договоре указаны неправильные нормы времени. В таком случае в кодексе есть статья № 5.27, и она предусматривает отдельные наказания.
Последние новости
Обязательно нужно устанавливать тахограф, и это касается юридических лиц, которые официально осуществляют перевозку. Если организация будет нарушать законодательство, то ей грозит штраф 30 тыс. руб.
С 1 ноября 2019 г. вводится ответственность не только для водителя, но и для работодателя. Для него тоже будет разработана система штрафов. Дополнительно вводится еще одно требование: все грузовые автомобили обязаны быть оснащены тахографами.
С ноября вступает в силу новое уточнение в законах. Если индивидуальный предприниматель решит нарушить правила, то ему грозит штраф до 25 тыс. руб.
Доказать факт того, что водитель нарушил режим труда и отдыха по приказу работодателя тяжело, поэтому закон дорабатывается.
Очень важно соблюдать норму рабочего времени, и водителю давать себе полноценно отдыхать, иначе он рискует попасть в аварийную ситуацию, пострадать сам и нанести увечья другим участникам дорожно-транспортного движения.
*Цены указаны на август 2019 г.
https://www.youtube.com/watch?v=km0W6cI201c