На сегодняшний день может показаться, что производственная характеристика уже не актуальна и никому не нужна из-за своей субъективности. Однако эта справка может быть полезна не только для нового места работы, а еще и для предоставления в государственные учреждения. Сведения о характере и условиях труда работника могут многое рассказать о человеке. В статье подана информация о видах характеристики, как составлять, для чего она нужна.

Что такое справка о трудовой деятельности

Справка о трудовой деятельности – документ, подтверждающий, что человек работал определенное время в той или иной организации. Чаще всего используется для оформления пенсии. Она особенно важна людям, которые работали в опасных и вредных условиях (например, практиком на химическом заводе, сторожем на военной базе и тд). Документ дает возможность выйти на пенсию раньше обычного срока или получить определенные льготы. Этим занимается врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Производственная характеристика, образец

Справка состоит из сроков, на протяжении которых платился налог в Пенсионный фонд РФ. То есть по сути это такие виды деятельности:

  • ИП и физическое лицо;
  • работа по трудовому договору;
  • работа по агентскому договору;
  • работа по договору подряда.

Те, кто приступают к оформлению, задаются вопросом «Что писать?». Условий и характера выполняемого труда для МСЭК будет мало, поэтому нужно еще:

  • личные данные работника (ФИО, дата рождения, должность);
  • информация о рабочем месте (где, когда, сколько времени);
  • зачем понадобился документ (куда будет предоставляться и по чьему запросу);
  • информация о том, кто выдает данную бумагу;
  • подписи и печати.

Важно! Возможно, понадобится еще справка о напряженности труда для ВТЭК. Образец заполнения выдадут.

Образец справки для ВТЭК с характеристиками условий труда

Характеристика производственная – документ с информацией про того или иного человека для определенной цели. Характеристика бывает внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная.

Писать рекомендацию могут разные люди: директор организации, руководитель отдела/работника, коллеги или любые другие сотрудники фирмы. Это зависит от того, для чего именно она нужна.

Для предоставления в МСЭ

Характеристику для предоставления в медико-социальную экспертизу нужно оформить, чтобы получить группу инвалидности. Эту форму должен заполнить конкретно работодатель и никто другой. Также он не имеет права отказать и должен сделать это в течение трёх дней после запроса.

Чтобы документ был верным, и его приняли, нужно соблюдать такие правила:

  • два экземпляра. Один печатный, другой написанный от руки. Обратите внимание, что в заявлении не должно быть ошибок и помарок;
  • заявление должно быть в прошедшем или настоящем времени, но никак не в будущем. Первые два зависят от того, работает ли сотрудник все еще;
  • на бумаге должно стоять несколько подписей (начальник, главный бухгалтер, работник из отдела кадров и т. д.).

Сама характеристика состоит из таких данных:

  • ФИО сотрудника;
  • место работы (полностью);
  • отдел и должность работника в организации;
  • дополнительная информация о работе сотрудника (например, квалификация);
  • характеристика конкретно работы (что нужно делать, степень опасности для жизни, напряженности и т. д.);
  • наличие льгот;
  • качество выполненной работы, справляется ли сотрудник, нормы выработки, возможность перевода на другую должность;
  • ведомость о доходах сотрудника за последний год;
  • наличие и продолжительность больничных листов.

Характеристика для МСЭ

В полицию по уголовному делу

Полиция может запрашивать характеристику человека по ряду причин. Например:

  • если сотрудник состоит на учёте, то есть является причастным к какому-то уголовному делу;
  • если бывший работник меняет место работы, переходя в правоохранительные органы.

Важно! Начальник должен понимать, что он несет высокую ответственность за эту характеристику, поэтому ему стоит писать по существу: без обмана и преувеличения. Также должна быть его подпись и печать организации.

При запросе от полиции обычно указывается, что должна содержать характеристика. Однако если четких требований нет, то можно написать в свободном режиме. Там должны быть указаны:

  • личная информация (ФИО, дата рождения, образование, семейное положение, должность, стаж работы и т. д.);
  • профессиональные и личные качества, достижения, повышение квалификации и т. д.;
  • если понадобится ещё какая-то дополнительная информация, то об этом скажут.

В суд от соседей

Характеристика от соседей может понадобиться не только в суд, но и в полицию, учебные заведения и т. д., и неважно, кто они по профессии. Характеристика в суд может пригодиться в таких случаях:

  • усыновление или оформление опеки над ребенком;
  • уголовное дело;
  • лишение/восстановление родительских прав;
  • другие ситуации.

Здесь четких правил нет, но необходимо внести все важные данные того, о ком делается характеристика. То есть:

  • личная информация характеризуемого (ФИО, дата рождения, место жительства);
  • личные данные того, кто характеризует (ФИО, место жительства, контакты);
  • стиль жизни, семейный статус, наличие домашних животных, качество ухода за ними, сильные и слабые качества характеризуемого;
  • уклон на причину характеристики (например, подозрение в разбойничестве – написать, есть ли склонности к агрессии; или усыновление ребенка – написать, любит детей или нет);
  • подписи и ФИО.

Кто заполняет и подписывает

Рассмотрев разные обстоятельства запроса рекомендации, можно сказать, что документ имеет свои правила и особенности, но преимущественно заполняется в свободном доступе. Выполнить это может как человек на руководящей должности, так и штатный сотрудник или просто сосед. Однако подписывать должно несколько людей. Примером может послужить такая ситуация. Уборщице в школе нужна характеристика для перевода на другое производство. Она просит директора. Он написал, подписал и передал какому-то учителю на подпись. Тот передал еще охраннику школы. В итоге, написанная характеристика становится менее субъективной из-за разных мнений (они могли не подписаться, если бы были не согласны).

Как написать характеристику на сотрудника

Написать рекомендацию – дело достаточно ответственное и сложное, потому что любое мнение достаточно субъективно и сложно получить реальную картину сотрудника, хотя все равно этот документ важен. Сбивает еще то, что нет четкого бланка или требований, которые должны быть в нем. Однако в любом случае нужно указать такие данные:

  • личную информацию, чтобы не перепутать однофамильцев, например. Здесь можно указывать дату рождение, образование, семейное положение, контакты и т.д.;
  • отдельным пунктом можно выделить работу и здесь указать как можно больше деталей. Какая работа, сколько времени стажа, какая должность, есть ли льготы и прочее. Можно также написать профессиональные качества, штрафы и поощрения;
  • личные качества. Как хорошие, так и плохие, то есть умение работать в коллективе, организовать работу, пунктуальность, рассеянность, ответственность и т.д.

Любой человек на руководящей должности должен быть готов к тому, что нужно будет написать характеристику тому или иному сотруднику. К выполнению этого задания нужно отнестись серьезно, потому что от этого может зависеть дальнейшая участь человека.