Содержание:
Оказание первой помощи происходит с использованием медикаментов. Перечень самых важных и необходимых лекарств и вспомогательных средств должен находиться в аптечке.
Назначение производственной аптечки
Организации обязаны иметь медаптечку с минимальным перечнем лекарств для оказания неотложной помощи. Некоторые обязательные средства оказания медицинской помощи в производственном наборе медикаментов:
- Лейкопластыри;
- Жгуты для остановки кровотечения;
- Маски и бинты;
- Перчатки;
- Средства обеспечения искусственного дыхания;
- И так далее.
Иными словами, с помощью медаптечки оказывается первая помощь при нанесении открытых ран, обморожении, остановке дыхания и т.п. Наличие фармакотеки может быть проверено контролирующими органами. А в ней должны находиться средства, которые требует приказ 169Н. То есть, будет проверено не только наличие аптечки, но и её содержимое.
По желанию, руководители организаций могут приобретать дополнительные наборы фармакотеки с расширенным списком средств. Но при условии свободного выпуска из аптек, чтобы у сотрудников не было доступа запрещенным медикаментам без необходимой причины.
Описание производственной аптечки
Законодательство установило минимальное содержимое фармакотеки. Также, есть требование о том, какой может быть промышленная аптечка, где находиться и из какого материала сделана. С помощью аптечки, работники могут снять боль, успокоить нервы, остановить кровотечение и вернуть человека в сознание.
Аптечка должна быть доступна сотрудникам, но бесконтрольное пользование не допускается. Если организация большая – медаптечек необходимо несколько, а сотрудники обязаны знать, где они находятся.
Средства, применяющиеся в случае кровотечения и ран
Во-первых, необходимы средства, способные остановить кровотечение: бинты, жгуты, пластыри для небольших ран. Помимо остановки крови, раны необходимо обработать зеленкой, перекисью водорода или йодом. И эти средства тоже обязательно приобретаются для производственной аптечки.
Другие принадлежности
Среди прочих принадлежностей необходимы обезболивающие средства для избавления от зубной, головной боли, боли в животе и других частях тела. Необходимы таблетки для повышения или понижения давления, успокоительные (валерьянка, корвалол), средства для искусственного дыхания и инструменты: ножницы, перчатки, маски, бинты и так далее.
Если среди персонала есть инвалиды и сотрудники с особыми заболеваниями (астма), они должны быть обеспечены личными медикаментами. Аптечка производственная может быть в форме металлического или пластикового шкафчика или же переносной сумочки. Собирать её работникам организации или руководителю совсем необязательно: можно заказать её комплектом. А если какое-то средство или медикамент заканчиваются – приобрести отдельно новый. При заказе комплекта и, вместе с набором доставляется и инструкция с рекомендациями по использованию. Работодатель вправе докомплектовать фармакотеку.
Если контролирующий орган обнаружит отсутствие медаптечки, то ответственным лицам грозит штраф:
- ИП – от 1 до 5 тысяч рублей*;
- Юридическое лицо – от 30 до 50 тысяч рублей;
- Должностное лицо – от 1 до 5 тысяч рублей.
Наказание может быть ужесточено, если нарушение выявляется повторно.
Хранение и утилизация производственной аптечки
Ответственным лицом в организации (чаще всего – это руководитель) обязан быть издан приказ о приобретении и хранении аптечки первой помощи производственная, а также об утилизации медикаментов с истекшим сроком годности. Законом не запрещено ограничиться всего одной аптечкой, но на практике, это будет неудобно, если организация большая. Если работа подразумевает смену места деятельности или выезды (цирк, например, или строительная бригада и тому подобное), то аптечка должна быть мобильной. То есть, её можно брать с собой. Значит, хранение медаптечки в шкафу будет неправильным, необходима специальная сумка.
Утилизация медикаментов необходима после окончания их срока действия. Жгуты, булавки, пластыри и другие одноразовые предметы утилизируются после первого использования. Как утилизировать медаптечку? Медикаменты растворяются в воде и сливаются в унитаз, либо сдаются на руки в специальные службы. Пластыри, маски, бинты и т.п. выбрасываются в мусор. Если аптечка на производстве содержит особые медикаменты (для астматиков или людей с другими серьезными заболеваниями), то меры по утилизации можно уточнить в справочной аптечной службы или у организации, где приобреталась медаптечка.
Регламентирующие документы
За наличие аптечки производственной и её состав руководство организаций отвечает перед законом. Главный нормативный документ о производственных аптечках – Приказ № 169Н. В нем описаны виды аптечек на производстве, состав 2019, условия хранения и утилизации. Именно оттуда ответственные лица могут узнать о необходимых требованиях, касаемых медаптечки: комплектация, сроки хранения, условия и способы хранения, а также утилизация. Согласно приказу, назначается ответственный: медработник, специалист по охране труда или любой другой работник, с условием, что медикаменты всегда будут доступны.
Аптечки лучше не хранить в персональных кабинетах, так как в случае необходимости они могут просто на просто оказаться недоступными из-за замка. За отсутствие медаптечек предприятию грозит штраф.
*Суммы штрафов актуальны на август 2019 года.