Медицинская книжка обязательна для некоторых категорий лиц для выполнения рабочих обязанностей в отраслях, напрямую связанных с взаимодействием с людьми, а также при вероятности влияния на здоровье постороннего человека. Процесс прохождения медосмотра для санитарной книжки занимает некоторое время, а также рекомендуется заранее ознакомиться с тонкостями и нюансами, важными для определения необходимости ее оформления, сроками обновления информации.

Зачем и кому нужна личная медицинская книжка

Медицинская книжка — это официальный документ, разработанный для фиксации результатов регулярных медосмотров. Его форма установлена законодательно. Выдача производится учреждениями по контролю гигиены, которые утверждены Роспотребнадзором.

Представителям каких профессий необходима медицинская книжка

Пройти медосмотр для медицинской книжки рекомендуется работникам следующих областей:

  • пищевая промышленность (заводы и учреждения общепита);
  • педагогика и образование;
  • сфера продаж;
  • работники общественного транспорта;
  • мед работники;
  • сфера предоставления услуг.

Полный список должностей разработан Роспотребнадзором в приказе 402 от 20.05.2005 г. «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

Согласно требованиям Трудового Кодекса РФ ст. 69, 212 и 213 — направление на медицинскую комиссию входит в обязанности работодателя при трудоустройстве. Также необходимо позаботиться об организации периодической комиссии на протяжении всего периода трудоустройства.

Документы для оформления новой медкнижки

Приобрести санкнижку в магазине невозможно. Идентификационный номер заносится в Реестр и выдается по мере успешной гигиенической аттестации. Чтобы пройти медкомиссию для санитарной книжки, потребуется стандартный пакет справок:

  • письменный запрос от работодателя с указанием места трудоустройства;
  • российский паспорт;
  • цветная фотография (30*40);
  • для иностранных граждан — свидетельство о временной регистрации.

Получение медицинской книжки

Если в наличии имеются документы, то их рекомендуется также подготовить:

  • флюорография сроком не более 1 года;
  • информация о вакцинации.

Как подготовиться

Направляясь на медосмотр для санкнижки, работник должен иметь с собой необходимый пакет документов. Кроме этого требуется подготовка к некоторым анализам. Из рациона рекомендуется временно исключить продукты питания, влияющие на цвет мочи, приостановить прием медикаментов. Курение, алкоголь и кофе также негативно влияют на результаты исследования. Заблаговременно рекомендуется осведомиться о необходимости сдачи анализов натощак.

Важно! Если человек находится на учете у узкопрофильного специалиста, то необходимо принести имеющиеся документы по наблюдаемому заболеванию. Для лиц с нарушениями зрения рекомендуется принести очки или иное корригирующее средство.

Перечень необходимых анализов

На сегодняшний день можно выделить несколько анализов и медосмотров на медкнижку, рекомендованных для представителей любых профессий:

  • проведение анализа биохимии крови и мочи;
  • ЭКГ;
  • ФЛГ;
  • для представительниц женского пола требуется исследование на цитологию и бактерии;
  • дополнительно для женской половины по мере достижения 40 лет предусмотрено обязательное прохождение маммографии.

Какие анализы надо сдать для получения медкнижки

Дополнительные исследования

Некоторые категории профессий предполагает дополнительные исследования. Для педагогического состава обязательны отметки о здоровье от:

  • психиатра;
  • нарколога;
  • ЛОРа;
  • терапевта;
  • стоматолога;
  • дерматовенеролога.

Начиная с 2019 года, медосмотр для медкнижки включает в себя исследование на гонорею и на брюшной тиф. Также обязательно наличие прививочного сертификата, а именно от кори, дифтерии, краснухи и гепатита В. Список дополнительных обследований для трудящихся в сфере оказания услуг идентичен.

Для трудоустроенных в области питания выдвигаются строгие требования. Чтобы пройти медосмотр на санкнижку, следует сдать дополнительно:

  • кал для обнаружения кишечных инфекций или паразитов;
  • уровень глюкозы и холестерина;
  • расширенный анализ крови;
  • мазок из носоглотки на присутствие стафилококковой палочки.

Все анализы указываются работодателем в зависимости от требований законодательства.

Порядок оформления легальной медкнижки

Для выдачи официального документа рекомендуется обращаться в аккредитованные организации. Роспотребнадзор выдает разрешение на выдачу книжек не всем организациям.

Важно! Список организаций опубликован на сайте Минздравсоцразвития РФ, а также на официальной странице Санитарно-эпидемиологической службы.

Сначала работник подает в медицинскую организацию письменный запрос от работодателя. Затем определяется время, в которое он будет проходить осмотры у специалистов и сдачи анализов.

Отметки и результаты проведенной аттестации записываются по соответствующим разделам:

  • о перенесенных инфекционных болезнях — графа 3;
  • о вакцинации — графа 4;
  • о туберкулезе — в графу 6;
  • о кишечной инфекции — в графу 7;
  • при наличии дерматовенерологических заболеваний — 8;
  • при наличии гельминтов — в раздел 9;
  • о дифтерии — таблица 10;
  • при наличии стафилококковой палочки — в раздел 11.

Вариант заполнения медицинской книжки

По итогам прохождения медосмотра в книжке расписывается ответственный за проведение профосмотра, а также ставятся печать и штамп. Разрешение на осуществление профессиональной деятельности указывается в разделе 5. Заключительным этапом является гигиеническая аттестация, за успешной сдачей которой следует внесение квадратной голографической отметки.

Периодичность прохождения медосмотров

Сфера работы определяет периодичность проведения медицинского осмотра. Зачастую сотрудников предприятий обязывают проводить анализы 1 или 2 раза на протяжении 1 года. Ежегодный медосмотр рекомендован для трудоустроенных в следующих сферах:

  • имеющих доступ к использованию оружия;
  • газового обслуживания;
  • для трудящихся пищевой промышленности;
  • медицинским работникам;
  • педагогическому составу;
  • в сфере предоставления услуг.

Двукратное обследование требуется для работников:

  • при взаимодействии с механическими приборами;
  • при работе под водой;
  • для лиц, использующие противогазы и индивидуальные средства защиты;
  • при управлении общественным транспортным средством.

Важно! Результаты некоторых исследований являются действительными на протяжении ограниченного промежутка времени. При нарушении сроков может потребоваться повторное обследование.

Заболевания, не дающие право получить медкнижку

Иногда при проведении диагностики на свет всплывают болезни и диагнозы, которые не позволяют выполнять конкретные виды работ. Они прописаны в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011:

  • врожденные аномальные изменения и неизлечимые заболевания функциональных органов;
  • нарушения работоспособности центральной нервной системы, проявляющиеся в виде дисфункции опорно-двигательной системы и процессов мышления;
  • психоневрологические нарушения, требующие постановку на учет;
  • замутненное сознание.

Недопустимо оформление медкнижки при обнаружении инфекции:

  • сифилис при активном проявлении;
  • глистная инвазия;
  • наличие вшей;
  • сальмонеллез, брюшной тиф, дизентерийная палочка;
  • проказа;
  • туберкулез и его проявления на коже в активной форме;
  • дерматологические заболевания, опасные заражением и распространением;
  • гонорея.

В случае, когда заболевание будет полностью излечено, можно повторно пройти обследование и получить допуск к работе.

Что делать, если личная медицинская книжка утеряна

Утрата документа — это довольно неприятная ситуация. Санитарная книга на период осуществления деятельности хранится у работодателя в отделе кадров или в медчасти. Работодатель или ответственное лицо может ее потерять. В данной ситуации ответственность ложится на его плечи, то есть расходы оплачивает потерявший, то есть организация. Также медкнижка нередко теряется самим работником, который тоже несет материальную ответственность. Восстановление производится за счет личных средств.

Хранение медицинской книжки

В любом случае заниматься восстановлением санкнижки необходимо незамедлительно. Начинать процедуру рекомендуется с восстановления сведений о прививке. Данные хранятся в поликлинике. Там же можно запросить сведения о последней флюорографии и выписку об истории перенесенных заболеваний.

Важно! Несмотря на лицо, виновное в утере документа, сотруднику, скорее всего, придется повторно пройти диспансеризацию. Результаты исследований не всегда хранятся в базе ЛПУ.

Где можно оформить медицинскую книжку

Прохождение медицинской комиссии доступно в 2 видах лечебно-профилактических учреждений:

  • в медицинском центре, с которым у работодателя заключено соглашение;
  • в территориальном представительстве Центра гигиены и эпидемиологии в городе.

Прохождение первичного и периодических медкомиссий можно отнести к вопросам этики. Работодатели и работники гарантируют безопасность и соблюдение норм потребителю.