Содержание:
- Основные правила по технике безопасности
- Требования техники безопасности при выполнении слесарных работ
- Меры безопасности при слесарно-монтажных работах
- Инструкция по охране труда при работе в слесарной мастерской
- Пожарная безопасность при выполнении слесарных работ
- Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных и монтажных работ на судне
Правила техники безопасности при выполнении слесарных работ пишутся кровью людей, что их игнорируют. При осуществлении деятельности в условиях повышенной опасности всегда нужно следовать ТБ, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь.
Основные правила по технике безопасности
Всегда и во всех условиях необходимо придерживаться следующих положений:
- Перед работой следует осмотреть инструментарий и убедиться в его исправности. При обнаружении дефектов нужно немедленно устранить их или заменить используемые приспособления на исправные. В противном случае можно причинить вред не только себе, но и другим людям.
- Использовать нужно только молотки с выпуклой поверхностью бойка. Инструмент с косой или сбитой следует отложить в сторону.
- Инструмент всегда должен использоваться с соразмерными деталями.
- Нельзя работать с зубилом, у которого косая или сбитая ударная часть. Также этот инструмент должен быть более 150 мм в длину.
- Периодически следует зачищать заусенцы, появляющиеся на молотках — это поможет избежать ранений лица.
- Всегда следует использовать защитные очки, обеспечивающие безопасность от попадания осколков в глаза. Если работа ведётся с изделиями, выполненными из хрупкого или твердого металла, нужна густая сетка, выполненная в виде ширм или щитов, чтобы не допустить травмирования от попадания возможных осколков.
- Вовремя работы нельзя отвлекаться на разговоры; всё внимание концентрируется на лезвии.
- Верстак должен пребывать в устойчивой позиции, а его тиски быть прочно закреплёнными. В противном случае будут неточные удары, ранения рук и быстрая утомляемость.
- Нельзя работать инструментарием с заостренными концами без рукояток.
- Используемые гаечные ключи должны быть со строго параллельными губками. Забоины и трещины недопустимы. Также не должно быть большого зазора в подвижных частях раздвижных ключей.
- С электродрелью всегда нужно работать резиновых перчатках и будучи обутым в галоши. Единственный допустимый альтернативный вариант — труд на изолированной поверхности, которой является резиновый коврик и сухая деревянная решетка. Корпус электродрели всегда обязательно следует заземлять специальным проводом.
Требования техники безопасности при выполнении слесарных работ
Слесарь должен соблюдать правила постоянно, даже просто пребывая около потенциально опасных объектов. А уж если ведётся работа, то техника безопасности при слесарных работах — это альфа и омега, позволяющая сохранить здоровье, жизнь и избежать материальных потерь:
- Обрабатываемую деталь всегда следует надежно зажимать.
- Следует остерегаться ударов по ноге и возможного защемления рук.
- Нужно осторожно вести себя с тяжелыми деталями при установке в тиски — если они упадут, вероятен ушиб.
- При использовании кувалды и выколотки следует использовать клещи, при этом запрещается стоять напротив — следует расположиться немного сбоку.
- Рубка металла с использованием зубила всегда должна предусматривать использование защитных очков с небьющимися стёклами или сеткой. Для безопасности окружающих устанавливают предохранительные щитки.
- Когда металл режется приводной или ручной ножовкой, полотно должно быть закреплённым.
- Для избегания заусениц держать ножницы хорошо заточенными и устанавливать требуемый зазор.
- При работе с паяльной лампой следует использовать горючую жидкость, предназначенную именно для неё. Запрещается заливать горючее близи открытого огня. Это относится и к горящей лампе. Запрещается накачивать воздух свыше допустимого уровня. Пробку всегда нужно закручивать плотно. Если обнаружена неисправность, как-то течь топлива, прохождение газа через резьбу и тому подобное — следует немедленно остановить работу и произвести замену паяльной лампы.
- Когда используется электроинструмент, работник должен: обязательно заземлить его; не подключать к распределительным устройствам, если нет безопасного штепсельного соединения; трудиться в диэлектрических галошах (на резиновом коврике) и быть в защищенных от тока перчатках, если напряжение больше 36В.
- Инструмент следует хранить от механических повреждений, при переноске его нужно держать за ручку, а не провод, запрещается при порче проводить самостоятельный ремонт без разрешения мастера и не заменяйте режущую часть до полной остановки устройства.
- Если приходится слесарить в котлах, барабанах и прочих металлических конструкциях, внутрь нельзя вносить преобразователи частоты и трансформаторы.
- Нельзя работать переносным электроинструментом на приставных лестницах при условии, что пришлось подняться более чем на 2,5м.
- Запрещается сдувать металлическую стружку и пыль сжатым воздухом. Их следует сметать кисточкой или щеткой.
- Расплавлением цветных металлов следует заниматься только в условиях вытяжной вентиляции и будучи в защитных очках.
- Использовать в работе для того, чтобы зачалить груз, следует исключительно испытанные стропы.
- Соблюдение личной гигиены. На рабочем месте нельзя принимать пищу, хранить свою одежду, по окончанию трудовой деятельности всегда тщательно вымывайте руки и прополаскивайте рот. При этом запрещается использовать масло, эмульсии и керосин для «улучшения эффекта».
Рассмотрено общее положение, теперь дело за частными случаями.
Меры безопасности при слесарно-монтажных работах
Следует правильно организовывать рабочее место и соблюдать правила использования для инструмента, оборудования и приспособлений:
- Трудиться следует на специально отведённых площадках.
- Крупные и длинномерные составные части следует размещать на подставках/стеллажах.
- Под поднятым кузовом машины разрешается ведение работ исключительно при установке упорной штанги, предотвращающей возможное опускание.
- Используемые съемники и установочные приспособления не должны иметь следов деформация, трещин, смятой или сорванной резьбы.
- Перед работой всегда необходимо проводить наружный осмотр пневмо- и электрического инструмента.
Инструкция по охране труда при работе в слесарной мастерской
Этот документ на предприятии используется для первичного ознакомления с общей ситуацией. Инструкция регламентирует нормы поведения в мастерской и рассматривает следующие аспекты:
- Общие требования к безопасности. Рассматривается, кто может самостоятельно работать и какие опасные факторы есть.
- Требования безопасности перед началом работ. В этой части рассматривается, что нужно сделать, чтобы приступить к труду. Это и надевание спецодежды, и проверка тисков с инструментарием, и что делать при обнаружении неисправности.
- Требования безопасности при осуществлении трудовой деятельности. В этом пункте рассматривается, что нужно сделать, что можно, а что запрещено.
- Требования безопасности при возникновении аварийных ситуаций. Рассматривается, что нужно делать, если произошло короткое замыкание, задымление, прорыв труб водоснабжение и прочие возможные ЧС.
- Требования безопасности по окончанию работ. Что нужно делать после окончания труда (отключить питание, прибраться и тому подобное).
- Заключительные положения. В них поднимаются вопросы периодического пересмотра инструкции и возможности досрочного запуска этого процесса.
Пожарная безопасность при выполнении слесарных работ
В процесс трудовой деятельности нужно:
- Соблюдать Правила противопожарного режима в РФ.
- Незамедлительно сообщать непосредственному руководству или управляющему лицу организации о нарушениях, что, потенциально, могут привести к печальным последствиям.
- Беречь противопожарные средства и оборудование.
- Допуск сотрудников осуществляется после прохождения обучения, затрагивающего, в том числе, и пожарную безопасность.
- Инструктаж о порядке действий при возникновении возгораний должен проводиться со всеми сотрудниками организации.
- Запрещено загромождать пути эвакуации и блокировать двери, оставлять не обесточенные электроустановки после завершения работы, эксплуатировать кабели и электропроводы с повреждениями и нарушениями режима работы.
- Обезжиривание и мойка деталей, изделий и оборудование осуществляется с использованием негорючих технических моющих средств.
- Запрещается осуществлять отогрев открытым огнём, паяльными лампами и другими подобными способами. Для этого должны использоваться вода, пар и иные безопасные подходы.
- Спецодежда, по мере её загрязнения/износа должна проходить химчистку, стирку или ремонт. Запрещено допускать к работе людей, на которых есть загрязнения взрыво- и пожароопасных веществ.
- Запрещено курение.
- Нельзя использовать источники открытого пламени. Наглядные примеры: спички, зажигалки, свечи.
- Для проживания людей недолжны использоваться складские, технические и производственные помещения.
- Пожарная техника и соответствующее вооружение запрещается использовать не по назначению.
Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных и монтажных работ на судне
Если приходится трудиться на автотранспортном предприятии (АТП) и обслуживать автомобили — перечисленной информации хватит. Но для более сложных механических результатов деятельности приходится усложнять и вводить дополнительные правила. Так, требования безопасности труда при выполнении слесарно-сборочных работ на суднах выдвигаются следующие:
- Работать следует исключительно напрочно закреплённых исправных лесах.
- Люки, вырезы и горловины, для которых нет штатных крышек, необходимо обнести временными металлическими ограждениями, сделанными из поручней и стоек, а также приваренных к настилу.
- Трапы следует прочно закрепить на постоянной или временной основе. Они всегда должны иметь поручни.
- Проверять температуру воздуха — она должна быть не более 30 °С.
- После использование люка или горловины всегда следует его закрывать крышкой.
- Открытые крышки люков всегда нужно устанавливать на упоры или стопоры (закреплённые штырями), удерживающие их в текущем положении.
- Место труда всегда должно быть хорошо освещено.
- Перед началом работы всегда проверять, нет ли в воздухе вредных газов.
- Передвигаясь по судну, следить, чтобы не споткнуться о выступающие части конструкций, шпильки и другие имеющиеся предметы.
- Погружая на судно механизм, следует предупреждать о процессе людей, работающих внизу.
- Запрещено без предупреждения бросать что-то вниз.
- Нельзя использовать проволоку и верёвку для временного крепления.
- Недопустимо трогать неизолированные части трубопроводов и арматуру.
Так представляет охрана труда при выполнении слесарно-сборочных работ на суднах.
Всегда нужно помнить о том, что правила безопасности пишутся кровью тех, кто их нарушает. Хотя может показаться, что игнорирование одного пункта позволит быстрее выполнить работу, на противоположную сторону весов ставится здоровье и жизнь. Поэтому, от нарушений следует воздержаться. Убедить сотрудников на предприятии и минимизировать издержки помогает проведение обучения.