Содержание:
- Чем занимается Роспотребнадзор — основные функции
- Права и обязанности при проведении проверок
- Виды проверок
- Как подготовиться к проверке
- Какие бумаги подготовить к проверке
- Как вести себя во время проверки
- Что находится вне компетенции проверяющих
- Распространенные нарушения
- Какие штрафы бывают
- Если предприниматель не согласен с результатами
Государственная инспекция, которая контролирует работу организаций, чтобы защитить права клиентов, называется Роспотребнадзором. Он включает центр гигиены и эпидемиологии и санитарные станции. В статье рассмотрен вопрос, что проверяет Роспотребнадзор, какие виды контроля он проводит и как готовиться к проверкам.
Чем занимается Роспотребнадзор — основные функции
Рассматриваемая инспекция проверяет разные области в сфере услуг. Его функции определены Постановлением Правительства № 332 от 30 июня 2004 года.
Проверка Роспотребнадзора распространяется на:
- следование санитарным нормам в продуктовом магазине, аудит предприятий общепита и за организациями, которые оказывают медицинские услуги;
- контролирование за соблюдением законодательных актов, которые касаются прав клиентов;
- после проведения оформляется заключение;
- контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм;
- проведение аттестации лиц, которые работают на производстве, транспортировке и продаже продуктов питания;
- составление статистической отчетности.
Права и обязанности при проведении проверок
Основная задача Роспотребнадзора — защитить права граждан. Если возникает спорная ситуация между покупателями и продавцами, то данное учреждение должно выступать как независимое звено. Оно должно проверять соблюдение всех нормативно-правовых положений. Его сотрудники имеют право на доступ к необходимым сведениям. Также у него имеется право на назначение инспекции.
Виды проверок
Контроль классифицируется по нескольким признакам — по планированию и по проведению ревизии.
По планированию они могут быть:
- плановые;
- внеплановые.
По проведению ревизии:
- личные;
- документарные.
Плановые проверки
Плановая законная инспекция регулируется статьей 9 ФЗ-294. Она проводится раз в три года. Оформляется график на год вперед. За трое суток до обследования субъект извещается об этом.
Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке:
- соблюдение законодательных актов;
- в каком состоянии находится санитарно-эпидемиологическое положение;
- проведение аттестации сотрудников;
- социально-гигиеническая;
- соблюдение норм энергоснабжения и повышение энергоэффективности.
Внеплановые проверки
Внеплановая проверка Роспотребнадзора может быть назначена не по плану по причине жалобы граждан или для контроля устранения недостатков, которые были выявлены ранее. Проверка возможна только при обращении, в котором приведены факты нарушения, данные заявителя и нарушителя. Чтобы ее осуществить, необходимо разрешение прокурора. Многих интересует, может ли Роспотребнадзор прийти без предупреждения. Без предупреждения могут прийти только в те организации, которые осуществляют изготовление, хранение и реализацию продуктов питания. Также ее могут провести, если возникла угроза жизни и здоровью людей.
Как подготовиться к проверке
Самым эффективным вариантом будет соблюдение всех правил и норм. В первую очередь требуется проверить правильное оформление всех документов. Другое связано с видом организации. Требуется также проверить оборудование. Оно должно быть в исправном состоянии и действующим сроком службы. В образовательных организациях внимание уделяют составлению расписания. В любом случае контроль будут проходить товары, которые производятся. В магазинах проверяют, соответствует ли цена на ценнике реальной стоимости.
Существуют специальные организации, которые оказывают услуги по подготовке к проверке к приезду Роспотребнадзора.
Какие бумаги подготовить к проверке
К инспекции обязательно необходимо проверить документацию. Наиболее важные из них:
- учредительная документация;
- все лицензии и сертификаты;
- бумаги, которые связаны с установкой цен на товары и услуги;
- документация, которая связана с собственностью на занимаемое помещение;
- договора и медицинские книжки всех сотрудников;
- программы контролирования за производством;
- договора с организацией, которые обслуживают организацию;
- журнал, в котором регистрируются все проверки.
Как вести себя во время проверки
При инспекции стоит внимательно проверить всю разрешительную документацию на проведение. Если будет выявлено, что что-то не так, то вполне возможно отказаться от инспекции. Общение с инспектором должно быть в деловой форме. Не стоит сообщать сведений, которые могут натолкнуть проверяющих на размышления. Стоит провести инструктаж среди сотрудников о том, как необходимо вести себя во время инспекции.
Что находится вне компетенции проверяющих
На основании общих правил комиссия не имеет права:
- при проверке выходить за рамки своей компетенции;
- осуществлять выездную проверку, когда нет руководителя и лица, которое его заменяет. Исключением являются ситуации, когда представляется опасность для жизни и здоровья;
- просить дать информацию и бумаги, которые не относятся к делу, а также забирать данные бумаги;
- проводить исследования и пробы продукции, при этом не составляя протокол;
- распространять информацию о проведенной процедуре;
- выходить за установленные рамки продолжительности проверки.
Распространенные нарушения
Часто выявляемые нарушения в медицинских центрах:
- в договорах на проведение платных услуг (к примеру, стоматологии) не проставлены гарантийные сроки;
- мало сведений о квалификации персонала на стендах;
- несоблюдение нормативов по обработке оборудования и стерилизации;
- отсутствие соблюдения личной гигиены;
- неукомплектованная аптечка ВИЧ.
Ошибки, выявленные в магазинах:
- отсутствуют приборы для измерения влажности и температуры воздуха на складах;
- изделия хранятся в неположенных местах;
- не составляются протоколы исследований;
- выполнение исследований происходят не в полном объеме.
Какие штрафы бывают
Действия, вызвавшие распространение инфекции караются штрафом от 100 до 200 МРОТ или лишением свободы от 2 до 5 лет. Несоответствие санитарным нормативам — от 5 до 10 МРОТ или остановка деятельности до устранения нарушений.*
Если предприниматель не согласен с результатами
Свое несогласие с заключением комиссии предприниматель может выразить, написав жалобу в суд. В заявлении должны быть прописаны нарушения.
Роспотребнадзор — это организация, которая следит, чтобы не были нарушены права потребителей. Она может осуществлять проверку как плановую, так и внеплановую. Важно правильно к ней подготовиться.
*Цены актуальны на июль 2019 года