Любое предприятие, которое осуществляет перевозки на своем автотранспорте людей и грузов, обязаны осуществлять предсменный и предрейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств. Кроме этого, следует делать отметку о прохождении таких контролей в путевом листе.

В каких случаях проводятся предрейсовый и предсменный контроль

Различия двух контролей лишь в частоте осмотра автотранспорта. Сами по себе процедуры ничем не отличаются.

Предсменный контроль ТС осуществляется до начала смены, независимо от того, сколько рейсов осуществит автомобиль. При этом в течение дня может быть несколько рейсов.

Предрейсовый контроль

Предрейсовым контроль технического состояния транспортных средств называют, если длительность пути составит сутки и более. До начала рейса нужно провести проверку ТС и внести об этом отметку в сопроводительную документацию.

Какие транспортные средства должны проходить контроль

Если транспорт осуществляет перевозку людей и грузов, то прохождение контроля необходимо, что закреплено пунктом 20 закона № 20-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Частное лицо, которое в своем автомобиле перевозит какой-либо груз или человека, кроме водителя, обязано также проводить осмотр предрейсовый или предсменный. Это правило касается не только грузового транспорта или автобусов, оно затрагивает также легковые автомобили и другие средства передвижения.

Кто проводит контроль

Чтобы осуществить осмотр, следует привлечь контролера технического состояния ТС. На предприятии достаточно иметь сотрудника, у которого есть среднее профобразование любой специальности. Работник должен пройти профессиональную переподготовку и получить диплом по квалификации контролера технического состояния автотранспорта.

Предприятия могут заключать договор со специалистом, имеющим право осуществления данного вида осмотра, такой сотрудник будет ежедневно проводить осмотр ТС, выставлять отметки в путевые листы и заполнять необходимый журнал.

Важно! Предрейсовый или предсменный контроль должен быть проведен на стоянке ТС до того, как автомобиль покинул ее.

Это означает, что до проведения процедуры контроля транспортное средство не может покидать парковочное место. Получается, что ездить в другое место нельзя для осуществления контроля, даже если заключен договор с какой-либо организацией. Для крупных компаний выгоднее иметь своего сотрудника в штате, для мелких предприятий следует договориться, чтобы контролер приезжал и выпускал автомобили после проведения контроля.

Порядок проведения осмотра

Существует целый ряд узлов и элементов, которые необходимо проверять на предсменном или предрейсовом контроле:

  • тормозная система, спутниковая навигация, рулевое управление, стеклоомыватели, колеса;
  • конструкции держащие запасное колесо, фиксаторы водительского сиденья, фиксаторы транспортного положения, устройства обогревающие и обдувающие стекла, замки на дверях кузова и кабины, тягово-сцепные устройства;
  • наличие рабочих индикаторов на приборной панели, ремней безопасности, задних защитных устройств, брызговиков, зеркал обзора водителя и их креплений;
  • стеклоочистители и световые приборы;
  • герметичность агрегатов ТС, а также гидравлических устройств;
  • наличие аптечки, огнетушителя, противооткатных упоров;
  • отсутствие изменений в автомобильной конструкции, незарегистрированных сидений;
  • отсутствие световых приборов красного цвета, незаконно нанесенных схем транспорта оперативных служб.

В результате понятно, что осуществляется проверка всего ТС, его агрегатов и узлов для обеспечения безопасности на дороге. Линия проверки определит необходимость капитального ремонта транспорта.

Кроме этого, водитель обязан пройти медицинский осмотр. У медсестры должны быть все необходимые инструменты для измерения давления, определения состояний алкогольного и наркотического опьянения, глюкометр и другие.

Приказ о предрейсовом техническом контроле

Механик осуществляет предрейсовый контроль на основании приказа Минтранса РФ № 141 от 6 апреля 2017 года, все отметки вносит в журнал и путевой лист.

Важно! По закону, даже если транспортное средство перевозит всего одного пассажира, то оно должно пройти процедуру осмотра.

Следует соблюдать порядок проведения контроля и осуществлять проверку всех необходимых узлов и механизмов. После проведения контроля необходимо заполнить специально отведенную графу в путевом листе о проведенных мероприятиях и указать дату и время его проведения, поставить штамп.

Образец штампа

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Похожая отметка проставляется и в специальном журнале. В нем необходимо указать марку и модель ТС, его государственный номер, ФИО водителя, дату и время проведения контроля, также показания одометра и отметку о прохождении с подписью контролера.

Журнал предрейсового осмотра выглядит как обычна таблица с соответствующими графами, можно его специально не приобретать, а сделать самостоятельно. Начиная с 2019 года в нем ставится подпись только контролера, подпись водителя не требуется. Необходимо также проводить послерейсовый осмотр по возвращении авто.

Образец журнала предрейсового контроля

Что будет при отсутствии отметки о предрейсовом осмотре

Если отметка о контроле отсутствует, то по закону предусмотрен штраф, о котором изложено в 12.31 КоАП. Наказание в этом случае ожидает не только контролера, но и водителя, а также и саму организацию, при этом распределение финансовой нагрузки распределится следующим образом:

  • водитель оплатит — 3 тыс. рублей;
  • контролер — 5 тыс. рублей;
  • юрлицо или ИП — 30 тыс. рублей.*

В результате гораздо проще провести осмотр ТС и внести необходимые отметки в документы. Тем более, что при определенных обстоятельствах и поломках последствия могут быть гораздо глобальнее и опаснее, в опасности могут оказаться жизни людей.

Осмотр ТС необходимо проводить регулярно перед выпуском с места стоянки. Следует заключить договор с организацией или нанять сотрудника в штат для проведения регулярного осмотра автотранспорта, от этого зависит безопасность на дороге.

*Цены актуальны на июль 2019 года.