В 2018 году приказом №59 от 6 февраля были введены в действие новые правила, затрагивающие охрану труда на автотранспорте. Таким образом, был заменён предыдущий приказ №28, действующий с 2003 года. Многие существовавшие положения были дополнены либо изъяты, учитывая современные условия труда.

Правила имеют различную направленность. Они актуальны в том числе:

  • для специалистов, ответственных за БДД;
  • для консультантов, решающих вопросы безопасности перевозки опасных грузов;
  • для контролёров механиков, под чьим ведомством находится техническое состояние автотранспорта;
  • для контролеров, ответственных за состояние городского наземного электрического транспорта.

Новые правила

Что изменилось в охране труда на автотранспорте после приказа Минтруда №59

Изменение коснулось многих прежних положений.

  • правила по охране труда на автомобильном транспорте значительно обновили. Как было указано выше, им придали более современную трактовку;
  • конкретизировались условия установки мест, где располагают технику. Теперь порядок утверждается официальным распоряжением со стороны работодателя;
  • обновления затронули аккумуляторные системы. Изменилось отношение к рабочему процессу, где задействованы инструменты, различные приспособления;
  • на этот раз был исключён раздел «Электробезопасность»;
  • добавился пункт, затрагивающий нанесение вреда от физических и нервно-психических перегрузок;
  • инструктаж дополнили информацией о средствах защиты коллективного характера;
  • внесено обязательное условие проводить ознакомление новопришедших сотрудников со средствами, обеспечивающими индивидуальную защиту. Происходить это должно в тот момент, когда с ними заключают трудовой договор. При вводном инструктаже их обязаны ознакомить с СИЗ, положенным в производстве, исходя из отраслевых норм.

Спецодежда

Во время проведения вводного инструктажа до работников доводят информацию о санитарно-бытовых помещениях, их укомплектованности. Инструктируемые должны знать места размещения постов хранением аптечек первой помощи, точки размещения огнетушителей, места установки пожарных щитов.

Обратите внимание! В программе первичного инструктажа необходимо отразить мероприятия, связанные со снижением воздействия на человека факторов, относящихся к физическим и нервно-психическим перегрузкам.

В состав дополнительных требований вошла необходимость включить перечень специальных требований. Они охватывают:

  • оборудование рабочих мест;
  • площадки для содержания транспорта, а также точки установки различного оборудования;
  • технологию проведения процессов на производстве;
  • эксплуатирование автомобилей;
  • складские места, где размещают и хранят материалы, оборудование, комплектующие изделия, а также места нахождения отходов производства.

Повторно инструктаж требуется проводить один раз в три месяца. Проверка знаний теперь выполняется один раз в год (ч. 2 ст. 4.8 КоАП). Проходить её должны сотрудники, работа которых имеет отношение к повышенным требованиям.

Важно! Работодателю грозят штрафные санкции за допуск к работе людей, принятых на работу, но не прошедших инструктаж. Причём сумма штрафа не является единой, а взимается за каждого работника отдельно.

Назначается внеплановый инструктаж службой, отвечающей за охрану труда, которая предварительно объявляет об этом в соответствующем приказе, где проставляется время проведения мероприятия. Инструктируемые сотрудники знакомятся с изменениями в правилах.

Инструктаж

Кто должен придерживаться правил по охране труда на автотранспорте

Новыми правилами рекомендовано руководствоваться следующим категориям юридических лиц:

  • организациям, ИП, имеющим прямое отношение к автотранспорту, либо эксплуатирующим автотранспорт;
  • субъектам, связанным с проведением технического обслуживания транспорта;
  • ИП и юридическим лицам, осуществляющим ремонтные работы автотранспорта;
  • лицам, в чьи обязанности входит проверка технического состояния транспорта.

Обратите внимание! Соблюдение норм не привязано к автопогрузчикам, автокарам, грузовым тележкам. Также от этого освобождены физические лица, не являющиеся ИП.

Охрана труда и техника безопасности на автомобильном транспорте

В новых правилах отражено внесение обновлений в список, где значатся вредные и опасные факторы на производстве. Такими факторами принято считать:

  • работу с опасными инструментами, имеющими заострённые края, способными нанести вред человеку;
  • факторы, связанные с падением предметов, которые требуется закреплять, чтобы обеспечить безопасность;
  • фактор, который предусматривает оценку уровня утомляемости рабочего персонала и его физическую перегрузку в рабочий период;
  • важный фактор в отношении водителей, предусматривающий их нервное состояние, уровень психических перегрузок.

Реализовать требования Министерства труда нужно с помощью отслеживания и предупреждения воздействий, которые оказывают вредные факторы. Сотрудникам, отвечающим за безопасное ведение работ на производстве, а также инженерам по охране труда, вменяется в обязанность проводить инструктаж рабочего персонала по технике безопасности с регулярной периодичностью.

Опасные факторы

Отношение к выполнению приказа №59 – предмет пристального внимания со стороны контролирующих лиц. Каждое проведение инструктажа фиксируется в специальных журналах.
Общие требования охватывают трудовую деятельность всех, кто связан с автотранспортными предприятиями.

Новыми действующими правилами предписано обязательное прохождение предварительной и далее периодической медицинской проверки.

Обратите внимание! На особо опасные, вредные участки не допускаются женщины и лица, не достигшие 18 лет. Данная информация отражена в инструктаже.

По инструкции, заключая с работником трудовой договор, его информируют о необходимости пользоваться СИЗ. Носить специальную рабочую одежду, обувь, использовать другие полагающиеся СИЗ. Эти положения представляют межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте 2018 года.

Работа на холоде отражена в инструктаже необходимостью устраивать дополнительные перерывы в рабочее время. Требования к охране по самим участкам подразумевают обязательное выполнение следующих моментов:

  • внешняя территория предприятия должна быть освещена мощными прожекторами. Внутренняя территория имеет автономное освещение. Особые требования освещённости предъявляются к местам нахождения автотранспорта, оборудования;
  • водосточные люки должны быть закрыты;
  • при въезде устанавливается знак «Берегись автомобиля». Людям проход через вороты запрещён. Рядом закрепляют стенд со схемой, где показаны запрещённые и разрешённые линии движения транспорта и людей. Точка, где расположена схема, должна иметь хорошую освещённость.

Сохранность автотранспорта

Охрана труда на автостоянке при эксплуатации гаражей предусматривает выполнение требований, относящихся к местам хранения автомобилей. Учитывается следующее:

  • гаражи выносятся отдельно от участков производства;
  • гаражные крыши выполняются с уклоном для организации стока дождевой воды;
  • зимой крыши гаражей очищают от снега, наледи, грязи. В случае игнорирования подобных мер появляется риск деформации крыши;
  • места автомобильных разметок обозначают линиями границ проезда;
  • вблизи расположения машин запрещается выполнение работ, грозящих воспламенением. Строго запрещена промывка деталей, если используются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • специальный автотранспорт, перевозящий легковоспламеняющиеся вещества располагают на безопасном расстоянии от других автомобилей.

Соблюдение правил безопасность в работе

Новые положения охватывают участки технического обслуживания. Изменения коснулись положений о проведении ремонта:

  • правилами прописаны минусовые температурные условия (-15 градусов), когда требуется установка воздушно-тепловой завесы;
  • работы, связанные со сваркой должны происходить в помещениях, отделанных несгораемыми материалами;
  • оборудование, расположенное в смотровых канавах и эстакадах проходит обязательную проверку на рабочее состояние;
  • на работы, где присутствует повышенная опасность, оформляется наряд-допуск. В нём помимо состава бригады, включающего техника, отмечают работников, несущих ответственность за проведение организации безопасного производства работ.

Обратите внимание! Быть подготовленным к работе – значит владеть информацией по технике безопасности. В организациях, связанных с автомобильным транспортом, это правило всегда неизменно, как для рабочего персонала, так и для контролирующих категорий лиц (инженеров, работодателей).